Образы крепостных в произведениях М. Вовчка и Т. Шевченко
Украина… Как много чувств вложено в это слово! Какая она неповторимая в своей живописной красе!
И красота и величие нашей земли переплетены с грустью трагических страниц ее истории. Такова судьба этой земли, все время ее рвали на части и не имела она покоя от лютых врагов. Наш народ прошел через жестокие битвы с татаро-монголами, кровавые бои с шляхетской Польшей, терпел произвол русского царя.
Украина достойно вынесла все испытания. А главной силой мужества и стойкости ее сыновей была любовь к родной земле.
Ярким примером неразрывного
Я так, я так люблю Украину, мой край убогий,
Что прокляну святого Бога, За нее душу погублю.
Болью за свою истерзанную землю напоена каждая строка его страстных стихов. В тяжелой нищете крепостной жизни прошло детство Тараса. С детства почувствовал он всю тяжесть положения крепостного крестьянства.
Поэтому в лирике Т. Г. Шевченко часто звучат мотивы одиночества и сиротства, тоски и страдания, вызванные печальными воспоминаниями о скитаниях
Убогая, сиротою Над Днепром рыдает;
Тяжело Сиротине; И никто не видит.
Страдания украинского народа в ярме крепостничества показывает наш поэт в стихах «Мне тринадцать было». «Тяжело жить на свете», «Если бы вы знали, господа», «Сон», «Катерина» и других. Предстает в образах бедных крестьян, с которых «залатанную свитку снимают, — так нечем обуть княжат малолетних», «распинают за подушные», в образе «опухшего ребенка», который умирает под тыном, а мать в это время работает на господском поле. Предстает в образе покрытки Екатерины, которая не смогла выжить в мире насилия, «того вяжут, того режут, тот сам себя губит».
Но Шевченко не только скорбит над несчастной судьбой Украины и ее сыновей, в своих произведениях он призывает народ добывать волю, заглядывает в будущее, намечает образы новой жизни.
Дело своего творческого наставника Т. Г. Шевченко продолжила выдающаяся украинская писательница Марко Вовчок, которая начала писать произведения в середине 50-х годов XIX века. Она создала реалистичные рассказы и повести, правдиво изображая действительность, рисуя реалистические образы крепостной жизни. Большим событием в литературной жизни стало издание первой и второй книг «Народных рассказов», где писательница рисует народную жизнь, крепостную судьбу крестьян, их жгучие боли и желания освободиться от крепостников.
Марко Вовчок показала глубокие страдания крепостных, раскрыла страстные стремления народа к свободе в своих рассказах «Казачка»,»Горпина», «Одарка», «Сестра», которые вошли в первый сборник «Народных рассказов». Центральной фигурой этих рассказов является женщина, которую угнетает бремя крепостничества. Это и казачка Олеся, и Аграфена, и Одарка, и Настя из рассказа «Лентяйка». Изображению подневольной жизни крестьян и их борьбы против крепостников посвятила писательница свою повесть «Институтка». В этом произведении Марко Вовчок не только раскрывает характеры крепостных, изображает их тяжелое положение, но и показывает первые проявления непокорности крепостных, их нежелание мириться со своим подневольным положением, стремление получить свободу.
Об этом свидетельствуют слова Прокопа, который говорит: «Я так: или спасайся или пропади». Назар, муж Кати, успокаивая Устину, говорит: «… чего плачешь. Хуже не будет.
Вот будет лучше — не знаю», — понимая, что хуже подъяремной, крепостной жизни ничего не может быть.
Образы крепостных в произведениях М. Вовчка и Т. Шевченко