ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
События в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» разворачиваются после отмены крепостного права в 1861 году. В это время русская деревня представляла из себя жалкое зрелище: старые формы хозяйствования полностью изжили себя, многие хозяйства были разорены, вспыхивали многочисленные крестьянские восстания. В стране наблюдался глубокий упадок в экономической И культурной жизни.
Крестьяне, формально освобожденные от личной зависимости, вынуждены были еще долгое время платить своим господам денежный выкуп. Стержнем повествования
Правдоискатели, как их назвал автор, встречают множество людей, слушают их рассказы о жизни. Герои совершают путешествие на фоне невеселой весенней природы, навевающей тоску. Вот что предстает перед их глазами: Идут холмы пологие С полями, с сенокосами, А чаще с неудобною, Заброшенной землей.
Свой путь герои держат на сельскую ярмарку.
На этой ярмарке правдоискатели встречают очень колоритную фигуру — Якима Нагого. Образ Якима представляет из себя жалкое зрелище:
Вернулся домой полностью разоренным и «взялся за соху».
О нем говорят, что «он до смерти работает, до полусмерти пьет». Несмотря на тяжелую судьбу, в нем еще не пропал интерес к жизни. Яким гордится тем, что принадлежит к великому русскому народу, честно работает. Далее, по ходу повествования, мы встречаемся с Ермилом Гири-ным — всеми уважаемым человеком.
Ермил Гирин не нищий и убогий, как Яким Нагой, а вполне состоятельный и зажитрчный крестьянин. Рассказ о нем из уст односельчанина начинается с описания тяжбы из-за «сиротской» мельницы Гирина с алчным купцом Алтынниковым. Не имея достаточно средств, чтобы тягаться с Алтынниковым, Ермил Гирин обращается за помощью к народу.
Выкупив мельницу, он «берет за помол по совести», чем завоевывает большое уважение и авторитет у земляков. Благодарные крестьяне избирают Ермила Гирина своим бурмистром. Будучи крестьянским головой, он показал свои лучшие качества: честность, порядочность, неподкупность.
По словам рассказчика, Гирин «в семь лет людской копеечки под логоть не зажал».
Лишь один раз Ермил Гирин применил власть в. угоду личным интересам, направив вместо своего брата в рекруты другого человека. Огромные душевные мучения не давали ему покоя после этого. «Босой, худой, с колодками», он приходит к вдове, у которой отнял сына, и на коленях просит прощения. Используя свои связи, Гирин восстанавливает справедливость. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, русской крестьянки, занимает в поэме одну из ведущих ролей.
Ее судьба во многом трагична.
В главе «Песни», посвященной ей, описывается тяжелая семейная жизнь Матрены Тимофеевны, в главе «Демушка» — смерть сына, в главе «Волчица» — истязание розгами. Матрена Тимофеевна Корчагина воплотила в себе все лучшие черты русской женщины. Счастье и несчастье, выпавшие на ее долю, она перенесла с честью и мужеством.
Фигура Гриши Добросклонова является центральной в галерее типов крестьян. Гриша Добросклонов — сын «бедного дьячка и безответной батрачки».
Нищета, окружавшая его в детстве, обусловила быстрое взросление и становление характера Гриши. Он учился в духовной семинарии и стал образованным человеком.
Вернувшись в село, Гриша становится «народным заступником», просвещает и учит крестьян. Через образ Гриши Добросклонова Некрасов показал нам народовольца 60-х годов XIX века. Гриша вышел из крестьянской среды и является лучшим представителем своего класса.
, Фигуры дворовых и лакеев, являющиеся эпизодическими, тоже играют в изображении крестьянства не последнюю роль. На сельской ярмарке, описанной в начале поэмы, в поле нашего зрения попадает дворовый человек. Он хвастает перед народом своей «почетной болезнью», заявляет: Тарелки я лизал, Напитки иностранные Из рюмок допивал…
В главе «Последыш» лакей, верно служивший своему барину, сталкивается с несправедливостью по отношению к себе.
Свой протест он выражает по-холопски: убивает себя на глазах у барина. Лакейская психология вызывает негативное отношение не только у героев поэмы, но и у автора и читателей. Поэма Н. А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по охвату действительности, по количеству персонажей имеет практически энциклопедический характер. Через образы крестьян в поэме автор выразил восхищение русским народом, показал его огромную волю и несгибаемость.
Вера Некрасова в духовную красоту и самобытность русских людей пронесена через все произведение.
ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»