Образы людей из народа в романе «По ком звонит колокол»
Народ у Хемингуэя не возвеличен, а велик, и писателю нет нужды льстить и приукрашивать его, он показывает парод в процессе исполнения его исторической миссии, в процессе революции, объединяющей и разрушительное, и созидательное начала. В «Колоколе» читатель встречается с народом в лице его представителей — Пилар, Ансельмо, Эль Сордо, Пабло, Агустина и других, а также в очень интересных массовых сценах.
Как правило, образы людей из народа раскрываются в романе в непосредственном действии, диалогах, описании внешности. Речь персонажей
Пилар играет значительную роль в семнадцати важнейших главах романа. Речь о ней заходит еще до ее непосредственного
Образ Пилар является одним из важнейших в «Колоколе» и во многом определяющим собирательный образ народа как героя произведения.
Огромный жизненный опыт Пилар, частично открывающийся в дальнейшем, ощущается уже в сцене ее первого появления. Пилар, как видно из ее разговора с Джорданом, наделена способностью глубоко понимать то, что ее собеседнику становится ясным далеко не сразу. Она не только хозяйка в отряде Пабло, она еще и воплощение народной мудрости, во многом отличной от книжной мудрости профессора Джордана, умозрительный рационализм которого впоследствии окажется посрамленным. Способность понимать, сочувствовать и помогать, когда дело идет о республике и человечности,- ключевые черты этого замечательного характера.
В том, что говорит и делает Пилар, сливаются доброта и стихийный гуманизм народа, революционный гуманизм и высокое сознание общественного долга. За три дня, которые занимает действие романа, многое связало ее с Джорданом крепчайшими узами, которые и могли возникнуть между ними только в процессе революционного действия. Когда же отряд покидает обреченного Джордана, она сознательно отказывается от прощания с ним, ибо в противном случае ей бы не удалось увезти Марию.
Этот последний поступок Пилар в романс достойно завершает ее характеристику.
Хемингуэй рисует образ Пилар, не прибегая к ненужному смягчению. Эта женщина прожила большую и сложную жизнь, в которой смешалось благородное и низменное, красивое и уродливое, и все пережитое наложило свой отпечаток на ее характер. Подчас она бывает груба, навязывает свою волю Джордану и Марии, заставляя их рассказать ей о самом сокровенном.
Но читатель не может не понимать чувств этой сильной, но уже пожилой женщины, которая, однако, в душе сохраняет молодость, ей трудно и больно мириться с тем, что определенная область человеческих отношений для нее уже в прошлом. Пилар знала многих мужчин, и то, что происходит между ней и Пабло за три дня, показанные в романе, ей, конечно, далеко не безразлично. Читатель ни на минуту не забывает, что она женщина и характер ее — характер женский.
Но Пилар не абстрактное воплощение женского начала — она испанка, в ее жилах есть и цыганская кровь. Это образ глубоко национальный и даже в этом аспекте сложный. Известно, что М. Перкинс и Ч. Скрибнер возражали против включения и окончательный вариант рукописи рассказа Пилар о запахе смерти, но Хемингуэй, сравнительно охотно соглашаясь на некоторые другие переделки, в этом случае настоял на своем, так как не хотел приукрашивать и нарушать жизненную правду.
Образы людей из народа в романе «По ком звонит колокол»