Образы Онегина и Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
1. Что объединило Онегина и Ленского? 2. Различия между этими персонажами. 3. Дуэль между приятелями.
В строках, вынесенных в эпиграф, А. С. Пушкин характеризует героев своего романа «Евгений Онегин» как абсолютные противоположности. Так ли это? Только ли от скуки завязалась дружба между этими людьми? Ведь Онегин почему-то не стремился к общению с другими соседями, а уезжал из дому, едва заслышав «их домашни дроги».
Значит, до поры до времени Онегину и Ленскому было интересно общаться друг с другом, было что-то, что их объединяло, помимо
В-третьих — это, пожалуй, стоит рассматривать как одну из основных причин их сближения. Уровень их культуры и образованности выше, чем у остальных соседей, ведущих разговоры «про дождь, про лен, про скотный двор».
О познаниях Онегина в разных сферах Пушкин пишет с легкой иронией. Образование главный герой романа получил весьма поверхностное, но в то же время оно затронуло широкий
Ленский интересуется философией и литературой, более того, он поэт. Здесь уже нужно перейти к различиям между Ленским и Онегиным: Онегин чужд поэзии, он не имеет «высокой страсти» «для звуков жизни не щадить». Однако определенный интерес к литературе у Онегина тоже имелся: среди его настольных книг Пушкин отмечает произведения Байрона, модного в то время поэта, одного из основоположников традиций романтизма. Что же касается Ленского, то весь его облик свидетельствует о том, что он живо воспринял идеи этого литературного направления: Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч.
Но если внешность Ленского находится в гармонии с его внутренним миром, является его отражением, то вылощенная внешность Онегина прикрывает его скуку и разочарование во всем и вся. Забота о своей внешности отнимает у Онегина немало времени: например, Пушкин с легкой иронией пишет о том, как его герой полирует ногти. Большое внимание писатель уделяет тому, как развивалась дружба между его героями. Ленский нашел в Онегине снисходительного и терпеливого слушателя, который один из всех соседей «мог оценить его дары».
Им обоим не интересны повседневные беседы сельских помещиков о бытовых проблемах. Они предпочитают обсуждать Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И тайны гроба роковые… Но, конечно, одной из главных тем, обсуждаемых двумя приятелями, была любовь. Еще до появления Ленского Пушкин достаточно подробно описал светскую жизнь Онегина, который был не последним в «науке страсти нежной, которую воспел Назон». Однако нужно подчеркнуть, что любовные увлечения Онегина были лишены глубины чувства.
Главный герой романа Пушкина в сфере чувств действовал продуманно и последовательно: «Как рано мог он лицемерить», «Как он умел казаться новым». Всем увлечениям Онегина недоставало силы и искренности, поэтому ему и стало скучно. Все его романтические приключения развивались по заданному алгоритму, не затрагивая его души. Совершенно иначе относился к любви Ленский.
С пылом романтика «он верил, что душа родная соединиться с ним должна», воспринимал свое чувство к Ольге с благоговейным трепетом. Чрезмерно серьезное отношение к предмету своего обожания, конечно, выглядит несколько комично, однако именно эта серьезность и становится причиной трагедии. Ленский видит в Ольге идеал, которым она, конечно, не является. Ольга — живая девушка, привлекательная и ветреная, ей чужды глубокие переживания и тревоги.
Наверное, она по-своему любила Ленского — да и как не любить образованного, красивого жениха, сочиняющего премилые стишки в честь своей невесты? Но и неожиданное внимание Онегина ей приятно. Едва ли Ольга помышляла о чем-то, что являлось бы нарушением верности Ленскому. Подумаешь, протанцевала несколько раз с другим, улыбнулась, пожала руку — из-за чего тут стреляться с приятелем?
Обостренные переживания Ленского связаны с его романтическим взглядом на мир, с преувеличенно-восторженным отношением к своей невесте. Ему кажется, что и нескромный взгляд постороннего человека бросает на нее тень.
А как относится к любви Онегин? «Вчуже» он «чувство уважал», поэтому долгое время благожелательно выслушивал романтические бредни? Ленского, поэтому с сочувствием отнесся к Татьяне. Но хотя герой и отметил незаурядность Татьяны, он не способен ответить на ее чувство.
Онегин поступил с девушкой благородно. Но его скучающую душу не в силах воспламенить искренняя юношеская страсть. Онегин растратил душевные силы на поверхностные увлечения, он утратил непосредственность и яркость восприятия, характеризующую чувства Ленского и Татьяны.
Но различия между героями не мешала им дружить. Так ли неизбежна была дуэль, приведшая к роковому финалу? Как ни парадоксально это звучит, причиной дуэли стала личностная незрелость обоих приятелей.
Однако если Ленскому при его молодости еще простительны необдуманные вспышки, то Онегин, с его знанием жизни и людей, оказался не на высоте в ситуации выбора — принять вызов друга или попытаться уладить миром проблему, не стоящую того? Онегин презирает свет: Конечно, быть должно презренье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов… Чье мнение толкает Онегина принять вызов Ленского? Неужели тех помещиков, от которых он скрывался из дому, чтобы не быть вынужденным беседовать с ними «о сенокосе, о вине, о псарне»?
И ведь он и сам понимает, что поступает не так, как велит ему совесть: …Евгений, Всем сердцем юношу любя, Был должен оказать себя Не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, Но мужем с честью и умом. И тут обнаруживается еще одно сходство между Онегиным и Ленским: оба они внутренне не свободны. Ленский — пленник романтизма, Онегин — пленник презираемых им светских установлений. Ленский искренне верит в свою правоту. Онегин — видит реальную картину, и все же поступает в соответствии со светским ритуалом: «Сказал, что он всегда готов».
А ведь дуэли можно было бы избежать, если Онегин, поведение которого по отношению к соседям можно охарактеризовать словосочетанием «дразнить гусей», проявил бы настоящую решительность и мудрость.
Образы Онегина и Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»