Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Современник Пушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи революционного выступления декабристов в 1825 году. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятелями русской общественной мысли и литературы новые задачи. Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, Гоголь стал одним из величайших представителей критического реализма в русской литературе.
Как отмечает Белинский, «Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность».
Центральное
Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония помогла писателю говорить о том, о чем говорить в условиях цензуры было невозможно. Ирония — характерный
Она присутствует не только в авторской речи, но и в речи персонажей.
Поэма построена как история похождений Чичикова, чиновника, скупающего «мертвые души». Композиция произведения позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы. Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них присутствуют типичные черты русского помещика.
Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развертывается все более страшная картина разложения крепостнического общества.
Открывает портретную галерею помещиков Манилов. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «не многих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, устроенный с претензией на «аглицкий сад с заросшим прудом», жиденькими кустиками и с бледной надписью «Храм уединенного размышления». Говоря о Манилове, автор замечает: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова».
Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но все это «слишком» и потому принимает уродливые формы. Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знает жизни, а реальность ему заменяет пустая фантазия. Он любит поразмышлять и помечтать.
Но его прожектерство далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян он не знает и никогда не думает.
Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался образованнейшим человеком. С иронией автор высказывается об обстановке дома Манилова, в котором «вечно чего-нибудь недоставало», о его слащавых отношениях с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром. Здесь ирония Гоголя как бы нечаянно вторгается в запретную область.
Сравнение Манилова с министром означает, что последний не так уж и отличается от этого помещика, а «маниловщина» — типичное явление этого пошлого мира.
Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех «небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода». Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов натурального хозяйства. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный то вар, как мертвые души.
Ироничен автор в описании диалога Чичикова и Коробочки. «Дубинноголовая — помещица долго не может понять, что от нее хотят, выводит Чичикова из себя, а потом долго торгуется, боясь прогадать. Интересы помещицы не выходят за пределы ее усадьбы. Хозяйство и весь ее быт носят патриархальный характер.
Совершенно иную форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрев. i. Это человек «на все руки», для него характерна своеобразная «широта натуры». Как иронично отмечает автор: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек». Ноздрев с легким сердцем проигрывает в карты большие деньги, обыгрывает на ярмарке простака и тут же сам «просаживает» все деньги.
Ноздрев — мастер «лить пули», он бесшабашный хвастун и несусветный враль. Ноздрев везде ведет себя вызывающе, даже агрессивно. Речь героя насыщена бранными словами, при этом он имеет страстишку «нагадить ближнему».
В образе Ноздрева Гоголь создал новый в русской литературе социально-психологический тип.
В образе Собакевича сатира автора приобретает более острый характер. Он мало похож на предыдущих помещиков, — это «помещик-кулак», хитрый, прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному сумасбродству Ноздрева, накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым уда лось бы его обмануть.
Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружающих вещах его быта. В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич». Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью.
Чичикову он показался весьма похожим «на средней величины медведя». Собакевич — циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других. Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе.
Характерно, что, кроме Собакевича, никто не понимал сущности «негодяя» Чичикова, а он прекрасно понял суть предложения, которое отражает дух времени: все подлежит купле-продаже, из всего следует извлечь выгоду.
VI глава поэмы посвящена Плюшкину, имя которого стало нарицательным для обозначения скупости и моральной деградации. Этот образ становится последней ступенью в вырождении помещичьего класса. Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает, как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика: на всех строениях была заметна «какая-то особенная ветхость». Писатель рисует картину полнейшего разорения когда-то богатого помещичьего хозяйства.
Причиной этого является не мотовство и не безделье Плюшкина, а его болезненная скупость. Это злая сатира на помещика, ставшего «прорехой на человечестве». Сам хозяин — бесполое существо, напоминающее ключницу.
Этот герой даже не смешон — он страшен.
Итак, пять характеров, созданных Гоголем в «Мертвых душах», разносторонне рисуют состояние целого класса. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин — все это различные формы одного явления — экономического, социального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.
Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»