Образы предводителей гайдамацкого движения в поэме Т. Г. Шевченко «Гайдамаки»

Вот это было горе, По всей Украине! Хуже ада… А за что… За что люди гибнут? Тот же отец, такие же дети, Жить и дружить.

Не умели, не хотели. Каждая эпоха создавала свой образ Т. Г. Шевченко. И хотела его словам говорить от имени народа о себе.

Феномен Шевченко отражает нашу национальную природу, наше мировосприятие, наше прошлое, нашу надежду на будущее. Он символизирует душу украинского народа, воплощает его достоинство дух, память.

Итак, Шевченко — у нас больше, чем великий поэт, он национальный пророк. Пророк, согласно библейской

традиции, — носитель демократического мировосприятия, гуманистический обличитель мирового зла, поборник добра и справедливости. Вот в таком библейском смысле был Шевченко пророком своего народа. Продолжал он еще одну библейскую традицию обличение пороков своего народа, дал мощную силу национальной самокритике, без которой не было бы нашего возрождения ни в XIX, ни в XX веках. При внимательном перечитывании поэмы «Гайдамаки» можно увидеть в ней шекспировское, почувствовать страдания Шевченко из-за человеческой жестокости: «болит сердце, как вспомнишь…», «сердце болит, а рассказывать надо: пусть видят
сыновья, внуки, что отцы их ошибались» , «не остановила вина крови, ни злости человеческой».

Анализируя поэму «Гайдамаки», следует чаще обращаться к тексту, аргументировать словам автора. Такой анализ касается, прежде всего, образов главарей гайдамацкого движения Максима Железняка и Ивана Гонты. Создавая эти образы, Шевченко дает собственную оценку их роли в восстании: «Гонта и Железняк, атаманы этого кровавого дела».

Хотя в изображении этих персонажей политические противоречия, потому что каждому человеку присущи и сильные, и слабые стороны. Став во главе гайдамаков, Железняк думает о судьбе народа. Это одна из причин большого доверия повстанцев к своему вожаку.

Это же о нем, любимце народных масс, поет кобзарь песню «Летит орел, летит сизый…».

Максим отважный. Он всегда идет впереди и находится в самой гуще боя, собственным примером вдохновляет повстанцев на решительные поступки. Железняк проникнут глубокой ненавистью к врагу и жестоко расправляется со шляхтой, но благородное намерение — освобождение народа от гнета — превращается в ужасное кровопролитие. Ослепленные кровью, гайдамаки уже не способны остановиться. Возможно, тяжелая жизнь порождает такую невероятную жестокость?

Ведь Железняк чуток к Яреме, дорожит дружбой, повстанцы его уважают. Нет уже Гонты: «Железняк заплакал отродясь: слезы не ветер, умер бедняга. На чужом поле, в чужую землю похоронили? Грустно, грустно гайдамаки Батька схоронили.

Насыпали Высокую могилу». Вместе с Железняком призывает наказывать врага и Гонта. Его образ — самый трагический в поэме. Гонта предан присяге и народу, всей душой ненавидит польскую шляхту — это с одной стороны. А с другой — смог же он нарушить присягу, переходя на сторону гайдамаков.

А какой преданностью делу можно оправдать его кровавые дела.

«Покатились маленькие дети, и калеки больные: Караул и шум. На базаре, как посреди моря Кровавого, стоит Гонта с Максимом». Не могу согласиться с тем, что в литературе убийство Гонтой собственных детей не только оправдывается, но и показывается как образец преданности делу. Убийство Гонтой своих сыновей не подтверждается ни историческими, ни фольклорными источниками. Говоря об образах главарей гайдамацкого движения, следует подчеркивать ошибки в их действиях, приведшие к кровопролитию, межнациональной розни, к трагедии народа.

Почему? Ответ на это — события в Сербии и Хорватии, Молдове и Чечне.

Поэма «Гайдамаки» Т. Шевченко — это эпопея героических подвигов украинского народа. Скорбит автор, «от казачества, от гетманства высокие курганы — больше ничего не осталось», плачет Украина кровавыми слезами. И вспоминает поэт о народных вожаках, мужественных гайдамаках, которые, пылая неугасимой ненавистью к врагам, жестоко расправлялись с предателями Родины.

Считая себя продолжателями дела Б. Хмельницкого, гайдамаки во главе с их предводителями боролись за социальную справедливость, за свободу. Поэтому неудивительно, что народ верил своим вожакам, был готов идти за ними на любые испытания. Типичным представителем батрацко-бурлацкой бедноты, наиболее непримиримой части восстания 1768 г., является Ярема Галайда.

Это наемник, «сирота убогий», о котором Шевченко пишет: «Ярема гнулся, не зная, не знал, бедолага, что выросли крылья, Что неба добудет, когда полетит…».

У поэта Ярема — это будто сосредоточенная вековая ненависть народа к господам. Ненависть эта впоследствии перерастает в беспощадную месть: «А Ярема — страшно глянуть — По три, по четыре так и кладет. Испугались его ляхи, трясутся только от одного упоминания о нем».

Стал Ярема верным помощником Максиму Железняку, потому свято верит в дело, которое они делают: «Приобрел Максим себе сына на всю Украину. Хотя неродной сын Ярема, А искренний ребенок. Батько режет, а Ярема не режет — злится. С ножом в руках на пожарах днюет и ночует».

А вот появляется и сам Максим Железняк. Это о нем, любимце народных масс, руководителе восстания гайдамаков, поет кобзарь песню «Летит орел, летит сизый…».

Он люто ненавидит ляхов, наводит на них ужас своим мужеством, готов драться с ними до последнего. Железняк ведет отряды гайдамаков, идя впереди, потому что понимает, что только собственным примером можно поднять на борьбу людей. Всегда спокойный, сосредоточенный — «уходит, трубку курит, никому ни слова».

Родной Максим народу, гайдамакам, ибо сам бедного происхождения: «Нет у него ни дома, ни сада, ни пруда…». Поэтому и сочувственно относится ко всем обездоленным, униженным. Поэт восхищается и героизмом, и стойкостью Гонты. Он самоотверженный патриот своего Отечества, его беспримерная верность присяге — проявление горячей любви к Украине.

Сыны мои, сыны мои! На ту Украину Смотрите… вы за нее И я за нее», — говорит он детям. И убивает их, потому что дал присягу уничтожать всех католиков и господ.

От клятвы воина Гонта не может отступить, «Чтобы не было измены, Чтобы не было пересудов…».

Он убежден в невиновности своих детей и хоронит их по казацкому обычаю: покрывая «красной китайкой головы казачьи». Гонта борется не за свое личное счастье, а за счастье свободного украинского народа. Образы Яремы Галайды, Максима Железняка и Ивана Гонты — образы народных мстителей, образы героических предводителей гайдамацкого движения, готовых отдать свою жизнь, чтобы обрести свободу своему народу. Они навсегда останутся в памяти народной, они навсегда останутся в моем сердце.

Вот мы с вами и побывали среди гайдамаков, встретились и с Яремой, и с Железняком, и с Гонтой. Мы должны знать свою историю, родной язык.




Образы предводителей гайдамацкого движения в поэме Т. Г. Шевченко «Гайдамаки»