Образы природы в произведениях Тургенева

План сочинения — Образы природы в произведениях Тургенева

I. Вступление

Тургенев — признанный мастер пейзажа в русской лите­ратуре XIX века. Он не олицетворяет природу, как, например. Лермонтов или впоследствии Есенин, но показывает сложные взаимоотношения между человеком и природой.

II. Главная часть

1. Уже в ранних произведениях Тургенева — цикле «За­писки охотника» — образы русской природы являются важ­ной приметой тургеневского стиля. В этих произведениях автор тщательно выписывает пейзажи, на фоне которых

ри­суются образы людей. Разнообразные картины природы даны в рас­сказах «Лес и степь», «Бежин луг», «Бурмистр», «Свида­ние» и др.

В «Записках охотника» образы природы стано­вятся важной составной частью образа родины, России. В рассказах этого цикла уже видны общие принципы пейзаж­ной живописи Тургенева: тщательная проработка деталей, восприятие природы как важной эстетической и нравствен­ной ценности, сложные взаимоотношения между человеком и природой.

2. В дальнейшем творчестве Тургенева природа имеет в основном две функции: создавать определенный эмоциональ­ный колорит, то или иное

настроение и служить проверкой нравственного потенциала героя.

3. При помощи образов природы создается эмоциональ­ный тон произведения в повестях «Ася», «Первая любовь». «Вешние воды», в романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» и др. В «Асе», например, природа передает ро­мантическое настроение, в «Вешних водах» само заглавие го­ворит о параллели между «настроением» природы и эмоцио­нальным состоянием человека, в «Дворянском гнезде» и «Отцах и детях» природа создает элегическое, грустно — возвышенное настроение финала и т. п.

4. Поскольку природа была для Тургенева одной из высших эстетических и нравственных ценностей, отношение к ней того или иного персонажа отражало не только его характер, но и ав­торское отношение к нему. Наиболее последовательно этот принцип проводится в романе «Отцы и дети». Герои, которые симпатичны автору наде­лены острым чувством природы, они чутко воспринимают пре­жде всего ее красоту и гармонию. Те же герои, к которым у ав­тора отношение отрицательное или двойственное, как правило, глухи к природе как эстетической ценности.

Так, Павел Петро­вич вообще не способен эмоционально воспринимать пейзаж; утилитарно-практическое отношение к природе Базарова обнаруживает нравственную и эмоциональную ущербность этого характера.

III. Заключение

Тургенева не зря называли и называют «певцом русской природы». Действительно, трудно найти в русской литературе другого писателя, для которого природа была бы столь важна




Образы природы в произведениях Тургенева