Образы женщин-крепостных в произведении Марка Вовчка «Институтка»

Марко Вовчок во многих своих произведениях показала тяжелую подневольную жизнь женщин-крепостных. Не стала исключением и повесть «Институтка», где писательница срисовала правдивые образы Устины, Екатерины, бабушки. Жизнерадостным характером, свободолюбием и оптимизмом привлекает Устина. Она рано осталась сиротой, росла у чужих людей. В десять лет ее забрали к господскому двору и принудили работать наравне со взрослыми.

Тяжело ей было у старой госпожи, и совсем невыносимой стала жизнь при панночке. А однажды панночка чуть не удушила

свою горничную. Устина покорная молча терпит все издевательства.

Хоть девушка и покоряется господам, но все время мечтает о свободе: «Когда бы воля, запела бы так, чтобы и в селе звучало…» Освободилась она от крепостной неволи, когда Прокопа освободил ее.

И хотя ей и в городе приходилось тяжело работать, но она чувствовала себя счастливой. Устина была беспредельно признательной Прокопу за то, что он освободил ее из крепостничества. В отличие от Устины, Екатерина была свободной казачкой. Выйдя замуж за крепостного Назара, вынуждена была работать на господ. Сначала она угождала им, старалась работой заслужить

благодарность.

А взамен — упреки куском хлеба, ей не разрешили даже побыть возле больного ребенка. После смерти грудного ребенка Екатерина перестает повиноваться господам. Она смело заявляет: «Теперь я уже не боюсь вас!

Хоть меня живьем съешьте теперь!» Она очень горюет за ребенком, жизнь для нее стала бессмысленной, безрадостной.

Екатерине не хватает силы воли, стойкости и настойчивости. Она «…не захотела в мире жить», покончила жизнь самоубийством. Немного в другом плане описана бабушка.

Она совсем примирилась со своим подневольным положением. На вопрос Устины, останется ли бабушка в этом аду и дальше будет ли терпеть издевательство, старушка ответила: «И буду терпеть, птичка!» Хоть бабушка и покорна господам, у нее не исчезли такие человеческие черты, как справедливость, честность, чувство собственного достоинства. Она всегда говорила спокойно, ходила тихо, не суетилась, не обращала внимания на бранное слово панночки: «Как не ругает, как не кричит на нее госпожа, — бабушка не пугается, не суетится…»

Вот такие они — честные и трудолюбивые, искренние и вольнолюбивые женщины-крепостные — героини повести «Институтка». Этими образами Марко Вовчок показала моральное преимущество крепостных над господами, подтвердила готовность Екатерины и Устины дорогой ценой заплатить за свободу и независимость.

Прокоп до глубины души поражен социальной несправедливостью, становится на путь протеста против произвола помещиков, скоро переходит к решительным действиям. Когда панночка ударила бабушку и схватила за волосы Устину, терпению его пришел конец. Прокоп схватил обезумевшую панночку за обе руки и решительно заявил: «Довольно, госпожа, довольно!.. Этого уже не будет! Довольно!» Он грозно предостерегает и господина, чтобы тот не подходил, так как ощущал, что способен совершить расправу над ненавистными господами.

Назар тоже ненавидит господ, хочет убежать отсюда. Бегство он считает единственным способом получения свободы.

Честность, искренность, чувство собственного достоинства Назара и Прокопа. В образах крестьян воплощены типичные черты более сознательной части закрепощенного крестьянства. Ежедневные издевательства панночки над крепостными влияют на Прокопа.

Он глубоко переживает за судьбу крепостных, за свою собственную жизнь. «А Прокоп будто ночь темная ходит», он осознает необходимость перехода к решительным действиям, но боится за судьбу Устины. Именно это и сдерживает его.

Назар в чем-то уступает Прокопу. Он так открыто не выступает против господ, не заступается за жену, не отстаивает ее право присматривать за больным ребенком.

Сравнительная характеристика образов простой сельской девушки Устины и просвещенной панночки

I. Жизненные идеалы крепостной и панночки.

II. Основные черты характера.

1. Уважение Устины к простым людям и пренебрежительное отношение панночки к бедным. Устина искренняя и радушная с подругами-крепостными. Искренне сочувствует Екатерине, заступается за старенькую бабушку, отъезжая в город, прощается с ней, как с родной матерью. Помогает и хозяйке в городе. Панночка же с презрением и пренебрежением относится к бедным людям.

Когда крепостные врача встретили ее хлебом-солью, она очень рассердилась. Кроме ненависти и раздраженности, нет никаких чувств у панночки к крепостным.

2. Доброжелательность Устины и бессердечность и жестокость панночки. Устина доброжелательная, кроткая. Даже свою мучительницу не проклинает, а изумленно думает: «Такая молодая, а такая немилосердная, Господи!» Панночка же очень жестокая, злая.

Она издевается над Устиной, бьет старенькую бабушку, принуждает всех тяжело работать.

3. Естественный ум Устины и ограниченность панночки. Устина неграмотная, но она наблюдательная, умеет правильно делать выводы от увиденного или пережитого. Панночка же училась в Институте благородных девиц, но все науки, по ее собственному выражению, «в одно ухо впускала, а во второе — выпускала». Она ничему не научилась, круг ее интересов был ограничен тремя предметами: музыкой, танцами и французским языком.

Рассказ панночки об обучении оказал неприятное впечатление даже на крепостных.

4. Глубина и искренность чувств Устины и привередливость панночки. Устина глубоко и искренне любит Прокопа. Поддерживает в горе, помогает пережить трудности солдатской жизни. Семь лет ждала она мужа, ни на минутку не забывая о нем. Противоположное чувство у панночки.

Каждый день какие-то прихоти. А выйдя замуж за врача, не считается с его мнением, подчиняет его волю. Наблюдая за отношением панночки к врачу, Устина делает вывод: «Чудная господская любовь».

5. Вежливость Устины и грубость панночки. Язык и портрет персонажей как средство характеристики. Марко Вовчок, добиваясь художественной правды, показала огромный контраст между внешностью панночки и ее характером, так как видела красоту человека в человечности, искренности, доброжелательности.

Портрет же Устины полностью гармонирует с ее внутренними качествами.




Образы женщин-крепостных в произведении Марка Вовчка «Институтка»