Обреченность поэта на одинокость в условиях высшего мира

Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. Поэты XX столетия воспринимали и сейчас воспринимают М. Ю Лермонтова как своего современника, хотя прожил он всего лишь 27 лет. Замыслы его не осуществлялись, грубые слухи упрямо гримировали его то в пасмурного скептика, то в неугомонного гусара. И каждый из поэтов находил в Лермонтове близкий ему мотив, каждый воображал его себе по-новому.

Если Ахматова вспомнит Лермонтова там, «где горные травы очаровательно пахнут», то Антокольский свяжет образ поэта с буйной грозой, с мятежной стихией. Еще с

детства поэта окружали разнообразные противоречия, а это приводило к трагическим неурядицам в жизни. На чувствительную душу ребенка, который плакал в колыбели, слушая материнскую песню, обрушивается жестокая родственная драма, ссоры отца и бабушки. В легендах о Пугачеве, песнях о Стеньке Разине, в красоте Кавказских гор к Лермонтову приходит мечта о воле.

А вместе с тем он видит в имении матери приниженных крепостных и исполняется ужасом, выкрикнув: «Бабушка! Разве ж можно бить людей?! Я запрещаю!».

Чтение Пушкина и Шиллера, уроки истории, рассказа о 1812 году рождают в душе молодого Лермонтова стремление к

чему-то героическому. Но здесь именно оказывается, что все стремления можно укротить одним лишь движением руки императора, как это произошло тогда, когда, возмущенный непочтительным, как ему показалось, отношением воспитанников, Николай І приказал закрыть Благородный пансион. Тем не менее, Лермонтов не отказался стремиться к свободе, хотя и сознавал ее недосягаемость.

Поэт не смирился, и дерзкое желание бунтовать вдохновляло его. Мечта о гармонической жизни, о духовном единстве со всем светом не оставляла поэта даже накануне смерти. Об этом свидетельствуют прекрасные стихи Лермонтова «Тучи», «Выхожу сам я на дорогую», «в январе 1840 года».

Общество, которое окружало поэта, вызвало в нем непринятие. Одинаковость людей и их неспособность мыслить делают невозможным общение с ними. Поэт обречен на одинокость: «Жизнь моя — я сам», — пишет он М, А. Лопухкий. Но пренебрежение к обществу и одинокость удручают поэта.

Он боится разорвать все, что его связывает с людьми, боится скептицизма, которым будет отравлять душу поэта подловатый высший мир. Лермонтов ночь, как он пишет в одном из писем, «прогнать, прочь холодную иронию, которая неудержимо прокрадывается вдавлю», но не может сделать этого, так как «мир» вызывает у него лишь пренебрежение.

Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в высшем мире приоткрываются нам во многих стихах Лермонтова, например, «Смерть Поэта», «Мир», изображенный в этих произведениях, не только скучный, а даже преступный: он убивает поэтов. Так, обвиняя непосредственного убийцу Пушкина, поэт указывает так же на его тайных убийц. Лермонтов захватывается мятежным духом Пушкина, но вместе с тем сознает, что бунтовать самому, когда тебя никто не поддерживает, — напрасная вещь. Напрасная потому, что весь мир отгорожен от свободолюбивого духа мятущегося поэта стеной несправедливости, вранья, равнодушия и подлости. Но поэт начал борьбу, сойдя с того пути, который определила ему судьба.

Именно в этом заключаются для Лермонтова внутренние причины трагедии: поэт обречен на одинокость, но не может так жить, он бросается в чужой для него мир и гибнет. Это ярко показала судьба самого Лермонтова.




Обреченность поэта на одинокость в условиях высшего мира