Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.
В жизни народа обряды занимали важное место. Они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде.
Их принято делить на трудовые и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира.
Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и поэтические функции.
Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Вместе с тем отметим возможность иного, строго филологического подхода. Ю. Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений: приговоры, песни и причитания.
Каждый вид составляет группа жанров.
Особенно важны песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах они занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.
Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы. Противоположны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые песни исполнялись во время различных молодежных игр; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены. Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде.
Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.
Дайджест:
- Календарные и семейные обрядыГероями календарной поэзии были обожествленные силы природы, герой семейных обрядов — реальный человек. Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшими были рождение, вступление в брак и смерть. Наиболее развитым в художественном отношении был народный свадебный обряд, поэтому ниже он будет рассмотрен подробно. Родильные обряды и обряды первого года жизни были наполнены ритуальными действиями ... Читать далее...
- Обычаи и обряды ключ к пониманию души народаС рождения я живу на Украине, изучала украинский язык и литературу, много внимания при этом уделялось и культуре моей Родины, фольклору. Хоть я и получила множество новых знаний, всем сердцем влюбилась в нашу удивительную страну и наш удивительный народ, многое для меня все еще остается загадкой. Во всем, что я слышала и читала, я старалась ... Читать далее...
- Песни возникновение колядок фольклорНесказанно прекрасен мир бытовой народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. «У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль». Бытовые песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен — их пели в определенные дни года, ... Читать далее...
- Праздник масленица фольклор историяС давних времен масленица считалась самым веселым праздником. Он длился неделю. Начало праздника открывалось шумной встречей масленицы в понедельник. Он так и назывался «встреча». Вторник — это «за-игрыши»: с этого дня начинались ряжения, катания. Среда — «лакомка»: во всех домах ели блины, вкусную еду. Четверг именовался «разгулом», «переломом» и еще — «широким четвергом»: на этот ... Читать далее...
- Народные обряды в повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся»Григорий Федорович Квитка-Основьяненко — основатель новой украинской прозы — стремился правдиво отражать действительность, стремился к народности в своих произведениях, к национальной самобытности. Его заслуженно называют знатоком народных обычаев и обрядов, которые писатель ярко и правдиво описал в своих произведениях. Сентиментальные и трогательные жизненные истории, которые стали основой повестей и пьес художника, сочетаются с реальным изображением ... Читать далее...
- Обряды и верования древних славянГлавное население славянских городов занималось хлебопашеством и скотоводством, ловами и бортничеством, рыболовством и собиранием плодов леса. Поэтому культ природы определял мировоззрение древних славян. Культ наивный, поэтический, рожденный непосредственной близостью человека к земле, к природе. Антропоморфизм, т. е. перенесение человеческих черт на окраину сознания человека, чтобы приблизить ее к человеческому пониманию, издавна присущ славянскому образному мышлению. ... Читать далее...
- Кавказский фольклор в творчестве ЛермонтоваНи один из русских писателей не проявлял в области кавказского фольклора такой осведомленности, как Лермонтов, и никто, вдохновляясь мотивами этого фольклора, не создавал таких прекрасных произведений, как он. Обращаясь к сюжетам и отдельным образам, почерпнутым из области устного народного творчества, поэт при их обработке проявлял глубокую самобытность. Не греша этнографизмом, не перегружая свои поэтические создания ... Читать далее...
- Семейные обряды и их поэзияРусская свадьба сохранила следы ранних исторических периодов с их брачными отношениями. Наиболее архаичны отзвуки домоногамных форм брака, восходящие к матриархату. По своему исконному смыслу обряд является женской инициацией, посвящением девушки-невесты в группу матерей. Древний коллективный характер таких посвящений отражен в девишнике. В брачных обычаях периода матриархата инициатива принадлежала женщине, нормальным явлением было самопросватывание девушек. В ... Читать далее...
- Праздник Егорьев день Ивана Купалы фольклорВ Егорьев день выгоняли коров в поле; в этот день пели песенное заклинание — оберег: хотели, чтобы никакой зверь — ни медведь, ни волк — не тронул скотину. В майские дни чествовали деревья и цветы. Неделя, на которой отмечался праздник, именовалась поэтому «зеленой» и еще — «семиком», то есть седьмой. Церковь приурочила к народному празднику ... Читать далее...
- Фольклор. Национальное — часть общечеловеческогоМеждународный термин «фольклор» появился в Англии в середине XIX в. Он происходит от англ. folk-lore и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов. Фольклор — предмет изучения разных наук. Народную музыку изучают музыковеды, народные танцы — хореографы, обряды и другие зрелищные формы народного творчества — театроведы, народное декоративно — прикладное искусство — искусствоведы. ... Читать далее...
- Календарные песни Хороводы фольклорС календарными песнями по-своему связаны хороводные, игровые и плясовые песни. Хороводы начинали водить, как только с полей сходил снег. Ни один праздник не обходился без хоровода. Иногда хороводной называют всякую песню, которую можно спеть в хороводе, но это неверно: настоящая хороводная песня исполняется только как игровая, и ее пение вне хороводной игры лишается смысла. Наиболее ... Читать далее...
- Фольклор горцев Северного Кавказа в поэзии ЛермонтоваНачиная с 1831 г., Лермонтов проявляет более серьезный интерес к народному творчеству горцев и создает произведения, в которых уже видна рука истинного гения. В 1831-1834 гг. он пишет ряд поэм и лирических стихотворений, связанных с бытом кабардинцев, черкесов, лезгин и других народов Северного Кавказа. Большею частью автор говорит здесь про Пятигорск и прилегающие в нему ... Читать далее...
- Шуточные песни на свадьбе фольклорСюжет шутливых песен о женитьбе комара на мухе широко известен в фольклоре — он по-своему повлиял на известную сказку К. И. Чуковского о Мухе-Цокотухе. Шуточные песни — выражение веселого нрава народа, его ясного взгляда на жизнь. Настоящая ирония — всегда признак ума: в песнях много здравого смысла. От лирических песен отличаются песни, особо предназначенные для ... Читать далее...
- Любовные лирические песни фольклорОбширны группы песен, не связанных ни с обрядом, ни с пляской, — это лирические песни, медленные, протяжные, песни-раздумья, песни-сетования. У этих песен свой стиль, свои иносказания, свои приемы рассказа. Легко обмануться в смысле этих песен, если не знать их особого поэтического языка. Снежки белые пушисты Принакрыли все поля, Одного-то не покрыли — Горя лютого мово. ... Читать далее...
- Русский фольклорВот и перечислены те виды устного творчества, образцы которого представлены в этом сборнике. Все они взяты из подлинных записей. Отредактированы лишь немногие сказки, причем сделано это тонким мастером — писателем Алексеем Николаевичем Толстым: он сохранил подлинность сказок. Каким бы полным сборник ни был, в нем невозможно представить все роды и виды устной поэзии. Из всего ... Читать далее...
- Историческая песня фольклорИсторическая песня всегда говорит о действительно живших людях, чем-либо заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях. В песнях поется о том, как царь Иван IV завоевал Казань, как женился на черкешенке Марии Темрюковне, как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения пришли спасать Москву от захватчиков, как Степан Разин бороздил Волгу на своих ... Читать далее...
- Русский фольклор древнейшие сказки и сказыА вот со сказками дело обстоит иначе. Сказок у русского народа всегда было очень много. Много их и сегодня. И рассказчиков можно встретить гораздо чаще, чем былинщиков. Древнейшие сказки — волшебные, с чудесными превращениями, поразительными событиями и необыкновенными приключениями героев. Кто придумал, кто вложил в старую сказку образы ковра-самолета, меча-самосека, сапог-скороходов, молодильных яблок и других ... Читать далее...
- Фольклор Частушки нескладухи и небылицыЧастушки появились в народе во второй половине XIX столетия. Это песенки повышенного общественного звучания. Они все обращены к людскому суду, людской совести. Частушка делает достоянием гласности всякую новизну. Было время, когда распространение частушек считали признаком упадка народного творчества, не замечали того мастерства, с которым сложены ее короткие и сильные стихи, бойкие, стремительные, насмешливые, иронические. Среди ... Читать далее...
- Фольклор в поэзии ЕсенинаПоэзия С. Есенина — яркая и неповторимая страница русской литературы рубежа ХІХ-ХХ веков. Ей свойственно глубокое чувство родины, острое переживание исторических судеб деревни, отражение существенных черт национального характера. С. Есенин в своем творчестве опирался на традиции народной поэзии. Глубинная связь поэта с фольклором не прерывалась на протяжении всей его жизни. Песенная атмосфера, окружавшая поэта в ... Читать далее...
- Подблюдные песни на Новый год гадания фольклорВ дни празднования Нового года охотно гадали: считалось, что это время самое подходящее для того, чтобы узнать грядущую судьбу. Песни, которыми сопровождали эти календарные гадания, называли подблюдными; их действительно пели над блюдом — чашей. Поэт В. А. Жуковский в балладе «Светлана» описал это гадание так: В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны, ... Читать далее...
- Фольклор в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова Н. АИтак, в основу поэмы положен народный взгляд на мир. Для воссоздания подлинно народной точки зрения Некрасов обращается к народной культуре. В 1860- 1870-е годы отечественная фольклористика переживала бурный всплеск, как раз на это время пришлась деятельность замечательных русских фольклористов А. Н. Афанасьева, Е. В. Барсова, Ф. И. Буслаева, П. Н. Рыбникова, В. И. Даля, которые ... Читать далее...
- Песенный народный фольклорКрепостной народ не только сетовал и проклинал своих хозяев. Он порой сочувственно изображал в своем творчестве тех заводовладельцев и фабрикантов, которые, по его убеждению, способны были проявить гуманность и великодушие, взывая к этим их чувствам. Противоречивость мировоззрения крепостных народа, их непонимание подлинных причин и характера классового угнетения исключительно ярко отобразила и песня «Как у славного ... Читать далее...
- Детский фольклор. Вспомните известные вам жанры детского фольклора. Приведите примеры1. Вспомните известные вам жанры детского фольклора. Приведите примеры. Детский фольклор стали собирать совсем недавно. Но уже сейчас ясно, что школьники освоили множество жанров. Это и баллада, и страшные истории, и семейные рассказы, и игра в страну-мечту, и пародии… В учебнике-хрестоматии приведены короткие шуточные произведения и небылицы. Но сами ученики чаще всего вспоминают загадки и ... Читать далее...
- Народный фольклор темы и жанры«Русский народ создал огромную изустную литературу. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой ... Читать далее...
- Народные традиции и фольклор в лирике А. С. Пушкина1. Пушкин,- новатор литературной системы. 2. Близость Пушкина к русским народным произведением. 3. «Казак» — стихотворение, основанное на русской народной песне. 4. Органичность произведений писателя. Там русский дух! Там Русью пахнет! А. С. Пушкин Для поэзии пушкинской эпохи было не характерно сочетание разных литературных стилей. Для каждого произведения существовал свой строго регламентированный стиль. Для од ... Читать далее...
- Американский фольклорАмериканский фольклор имеет три главных источника: фольклор индейцев, негров и фольклор белых поселенцев. Вопрос о фольклоре коренного населения Северной Америки — американских индейцев — всегда считался острым. Дискуссии по этому вопросу обычно выходили за рамки узко ученых споров, неизменно имели общественный интерес. И это не случайно. Как известно, индейцы к моменту открытия Нового Света достигли ... Читать далее...
- Фольклор народов Закавказья в поэзии ЛермонтоваТяготение к фольклору закавказских народов у Лермонтова пробудилось с 1829 г., но с особенным интересом к нему поэт стал относиться после посещения Закавказья в 1837 г. В 1829 г. им была написана «Грузинская песня», в которой изображена жизнь молодой грузинки, увядавшей в гареме старого армянина; старик ревниво следил за наложницей и, заподозрив измену, убил ее. ... Читать далее...
- Фольклор в поэме в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени. Поэма Кому на Руси жить хорошо — это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме ... Читать далее...
- Фольклор в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»Особенности использования фольклора в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» знаменательна тем, что является народной и с точки зрения формы, и с точки зрения идейного содержания, так как Некрасов, изображая народные характеры, мастерски использует фольклорные приемы. Это проявляется в том, что свою индивидуальную авторскую позицию ... Читать далее...
- Фольклор, литература, книжность, театр в XVII веке в РоссииФольклор, литература, книжность, театр Литература мощнее других искусств испытывает влияние исторической ситуации, что характерно для эпох до XX в. Особенности русской литературы XVII в. следующие. Летописи постепенно вытесняются литературно-историческими произведениями с публицистической окраской. Множество таких произведений первой половины XVII в. были посвящены событиям Смутного времени. С XVII в. начинаются попытки написать отечественную историю. Летописи принимают ... Читать далее...
Обряды и обрядовый фольклор