Обряды и верования древних славян

Главное население славянских городов занималось хлебопашеством и скотоводством, ловами и бортничеством, рыболовством и собиранием плодов леса. Поэтому культ природы определял мировоззрение древних славян. Культ наивный, поэтический, рожденный непосредственной близостью человека к земле, к природе.

Антропоморфизм, т. е. перенесение человеческих черт на окраину сознания человека, чтобы приблизить ее к человеческому пониманию, издавна присущ славянскому образному мышлению. Дохристианские культы и представления славян объединялись

в самые сложные комплексы с хорошо отработанной символикой и обрядностью. Невидимые духи — души предков и родственников, предки в образе животных и «оборотни» постепенно «заселяют» мир, который окружает давнего славянина.

Уже не сам объект становится предметом почитания.

Поклонение Касается духа «демона», что живет в нем. Не сам предмет, а то, что в нем, положительно или отрицательно влияет на ход событий в мире и судьбы людей. Славянское язычество проходит стадию полидемонизма — на протяжении многих возрастов составлялся у славян своеобразный пантеон демонов, или низших божеств. Между демонами

существовали отношения, которые отображали родственные и бытовые взаимоотношения людей. У славянских демонов существовала и определенная иерархия: среди них были начальники и подчиненные, старшие и младшие.

Демонические верования приближали наших предков к следующему этапу развития языческой религии — политеизма, т. е. веры в богов. Однако появление новых форм и разновидностей язычества не мешало сохранению старых верований. До конца І тысячелетия н. э. у славян имело место сосуществование всех прослоек языческих верований, что было естественным и гармоническим для наших предков.

Будущие боги киевского пантеона вместе с тем сошли на свой Олимп, их происхождение — в тех самых представлениях и естественных культах праславян І тысячелетия н. э. В X столетии они уже возникают явным образом. Это — бог грозы Перун; бог скота, торговли и богатства Велес; Хоре — солнечный диск; Стрибог — бог ветра, бури, вихря; Мокош, или Макош, — женское божество; Симаргл — единое зооморфное божество славянского пантеона, сохраняет семена и посевы. Был еще Ярило — бог солнечного света и тепла, Коляда-мороз и т. п.

Относительно обрядов старинных славян, то практически все из известнейших массовых народных действ получили отображение позднее и сохранились и сегодня. Эти аграрные праздники сопровождались игрищами, которые, носили магический характер. Целью таких магических действий было обеспечение благосостояния рода, общины и, наконец, облегчение повседневной жизни человека.

Не все обряды имели мирный характер. Например, во время голода через неурожай волхвы считали, что несчастье постигло людей через «старую гадь» — т. е. тех, кто прятал урожай и плохо влиял на скот. Таких людей по обыкновению убивали, принося в жертву богам, или выгоняли из общины, сначала разорив их.

Итак, в отличие от греков культ природы не освободил давних славян от страха перед природой, перед ее таинственными силами. Давний славянин не проникся верой в необъятные силы человека. Поэтому быт и искусство наших далеких предков отображают вместе с тем и любовь к природе, ощущению красоты окружающего мира, и страх перед природой, силам которой противостояли не личные силы человека, а магия.

Поэтому славяне носили на себе большое количество оберегов — деревянных, металлических или костяных фигурок.

Оригинально воображали славяне и потусторонний мир. Смерть для них была простым переходом из мира земного к миру небесному или миру подземного, таких же реальных и приспособленных к существованию, как и земной. Если во время битвы славянину угрожала опасность оказаться в плену, он, исчерпав все силы в борьбе за свободу, не колеблясь, кончал с собой, так как твердо усвоил, что, став рабом на земле, он будет рабом и на том свете.

Языческая религия стимулировала развитие и укрепление стойких социальных и родоплеменных связей, накопление богатств, достижение высокого положения в обществе, получение военных заслуг. Так как чем больше капитал человека в земной жизни, тем большей властью, почетом, уважением будет пользоваться он на том свете.

Все в жизни славянина зависело только от него. Даже количество законных жен зависело от благосостояния, здоровья и фантазии каждого мужчины, так как все они переходили в другую жизнь. Тем не менее это не означало унижения роли женщины, она была равноправным членом общества, и никто не имел права отдать ее замуж без собственного согласия. Давнему славянину была известна форма «брачного контракта» — свободного договора между заинтересованными сторонами.

Женщины славян могли руководить государством, как, например, княгиня Ольга. Женщины тоже имели своих богов-покровителей, с которыми решали свои сугубо женские проблемы. Т. е. старинные славяне всегда жили в окружении душ близких людей, которые только перешли в другую реальность. Такой суровый уход со всех сторон исключал любое аморальное поведение, увеличивал фактор индивидуальной ответственности не только за слова и поступки, но даже за мысли.

Предки помогали славянину, предоставляя благосостояние, счастье, характер; и он сам готовился помогать своим потомкам в будущем. Это была логика Жизни в ее высшем понимании. Именно к этому народу в X столетии и пришла монотеистическая религия в виде восточной, или византийской, ветви христианства и со временем приобрела свой неповторимый колорит.




Обряды и верования древних славян