Общая характеристика «деревенской прозы». Герой деревенской прозы
Чуть раньше, чем поэзия «шестидесятников», в русской литературе сложилась наиболее сильная в проблемном и эстетическом отношении литературное направление, названное деревенской прозой. Это определение связано не с одним предметом изображения жизни в повестях и романах соответствующих писателей. Главный источник такой терминологической характеристики — взгляд на объективный мир и на все текущие события с деревенской, крестьянской точки зрения, как чаще всего принято говорить, «изнутри». .
В это время выходят «Кубанские
Деревня как шкала духовных ценностей, некое богатство. В. Распутин «Прощание с матерой» . Мотив потери дома, дом как уклад, не ты решил переехать, а за тебя решили. Дарья убирается в доме, белит его! . Проблема верности дому.
И кошки, и собаки, и каждый предмет, и избы, и вся деревня как живые для тех, кто в них всю жизнь от рождения прожил. А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. И хотя ритуалы и церковь для поколения Дарьи и Настасьи
Крестьянский мир в их книгах не изолирован от современной жизни. Авторы и их персонажи — активные участники текущих процессов нашей жизни. Однако главным достоинством их художественного мышления было следование вечным нравственным истинам, которые создавались человечеством в течение всей многовековой истории.
Особенно значимы в этом отношении книги В. Распутина, В. Астафьева и В. Белова. Попытки критики указать на стилевое однообразие в деревенской прозе неубедительны. Юмористический пафос, комические ситуации в сюжетах повестей и новелл В. Шукшина, Б. Можаева опровергают такой односторонний взгляд.
Гендерное пространство — позитивное начало связано с женщинами. Утопия, попытка выдать желаемое за действительное.
Общая характеристика «деревенской прозы». Герой деревенской прозы