Общая характеристика средневековой культуры
Термин «средневековье», введенный в 1667 г. немецким историком Горном, в классической схеме периодизации культурно-исторического процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем.
IV-VI — переход от античности к средним векам
V — X/XI — распад цивилизации, темные века, раннее средневековье
XI-XIII — высокое средневековье
«XIII — Возрождение в Италии, «XV — везде
1. Это культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры.
Средневековая
В немецкой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв свет торжествовал над мраком. Если в основе античного понимания культуры — признание безличностного
Теперь ликвидируется признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира. Культура сознания и самосознания приобретает книжный характер; появляется, осознается и культивируется интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры. Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу.
Счастье не в познании себя, а в познании Бога.
1. Два начала
«романское начало» — традиции Западной Римской империи Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искусство, философия; а также христианство, ставшее на закате Рима государственной религией империи.
«германское начало» — усвоенные варварами традиции римлян
2. Материальная основа: феодальные отношения:
Условность собственности на землю: социально-политическая иерархия, сюзирентно-вассальные отношения. Личное и экономическое подчинение крестьян, основные формы зависимости — патронат и крепостное право. Взаимные обязательства сеньора и вассала натуральное хозяйство → городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство. материальное богатство необходимо, но значение его второстепенно политическое господство дворянства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью.
Социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства, скрепляющих «раздробленное» общество. Духовенство заботилось о душе человека, дворянство занималось государственными делами, народ трудился. Для второй сословной группы — дворянства — характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, благородство, верность Богу, своему сеньору, прекрасной даме, слову, что, впрочем, касалось только отношений с «благородными» людьми, но не с народом. Традиционализм, ретроспективность.
Чем древнее — тем подлиннее — вот кредо связи нового и старого в духовной жизни. Новаторство считали проявлением гордыни, отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, каноничность. Рефлексивность, психологическая самоуглубленность средневековой духовной культуры. Необходимо отметить роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения.
Особым явлением была рыцарская литература, воспевающая дух войны, вассального служения, поклонения прекрасной даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах, эти произведения использовали живой разговорный язык. Во французской поэме XII в. «Песнь о Роланде» прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля.
Факторы формирования культуры средневековья.
I. Варвары:
1 языки → разрушили чистоту латыни
2 поэзия → мифологический, поэтический, устный характер
3 первобытнообщинный строй → социальный характер
II. Античность → языковое влияние, латынь
III. Религия. Христианство и ислам и буддизм.
Христиане = 250 млн католиков и 150 православных и 150 протестантов.
Раскол 1054 года: западное христианство: католики и протестанты.
Общая характеристика средневековой культуры