Общечеловеческое значение романа Л. Толстого «Анна Каренина»

Цель: углубить, подытожить и обобщить знания учеников о произведении, его идейно-художественных особенностях; развивать навыки выделения главного, обобщение, высказывание собственного обоснованного оценивания; воспитывать высокие морально-этические принципы, эстетичные вкусы. Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного.

Что плохо? Что хорошо? Что нужно

Любить, что ненавидеть? Ради чего

Жить, и что такое Я? Что такое жизнь?..

Какая сила руководит

всем?

Л. Толстой

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. «Что плохо? Что хорошо? Что нужно любить, что ненавидеть?

Ради чего жить, и что такое Я? Что такое жизнь?.. Какая сила руководит всем?» — спрашивал себя Л. Толстой, как спрашивали себя много поколений людей до него и после него, как спрашиваем себя об этом мы. В чем заключается сила и эстетичная привлекательность произведений Л. Толстого для современных читателей — мы и поговорим сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Систематизация, обобщение знаний.

1. Литературный

диктант.

— Где познакомились Анна Каренина и Вронский? .

— Почему Кити отказала Левину во время первого его приезда в Москву?

— Что заставило Анну сознаться мужу в любви к Вронскому?

— Что Каренин требовал от Анны?

— Когда Анна попросила прощения у мужа?

— Одинаково ли Анна относилась к своим детям?

— Что сделал Вронский ради Анны?

— В путешествие в какую страну поехали влюбленные?

— Когда Левин начал понимать жизнь и находить в ней смысл?

— Когда Анна чувствовала более всего «отторженной» от «высшего света»? .

— В седьмой части романа Анна гибнет. А кто рождается?

— Кто является прототипом автора в романе «Анна Каренина»?

2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».

— Определите образы-символы в романе Л. Толстого «Анна Каренина». .

— Прокомментируйте каждый из этих образов. .

— Определите художественные особенности романа, приведите примеры и прокомментируйте их. . Внутренние монологи раскрывают мысли, душевные переживания персонажей. Они являются характерными для «живых» персонажей, которым симпатизирует автор: для Левина с его поисками истины, для Каренина, который страдает, для Анны).

3. Слово учителя с элементами беседы.

Роман завершается картиной могущественной весенней грозы, когда Левин увидел звездное небо над своей головой. После каждой вспышки молнии яркие звезды исчезали, а потом, «будто брошенные какой-то ловкой рукой, снова появлялись на тех же самых местах».

— Прокомментируйте значение этого пейзажа. (Это символическая образ. Гроза символизирует очищение, прозрение, решение сложных жизненных вопросов. Звезды — указатель. Герой делает

Выбор — посвятить жизнь созданию добра).

4. Промежуточный итог.

Учитель. В романе «Анна Каренина» Л. Толстой принципиально отказался от «пафоса» и «раздумий», но все равно старался сделать свое произведение поучительным, воспитательным.

Свою позицию он высказал не в прямых монологах, а в настойчивости и последовательности, с которыми противопоставил главной героине — Анне Карениной, которая страдает, положительного героя Константина Левина.

«Анна Каренина» — роман, который отобразил философские взгляды Толстого, его сомнения. Произведение, которое показало современное писателю общество, остается актуальным и по сей день, ведь в нем поднимаются вопросы, важные для человека любой эпохи. Утверждение писателя о «несомненном смысле добра» никогда не потеряет своего значения для человечества.

V. Домашняя задача.

Для всех: подготовиться к беседе по внеклассному чтению.

Индивидуальное: подготовить сообщение об А. П. Чехове.

VI. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

— Актуальность и эстетичную привлекательность романа «Анна Каренина» я вижу в том, что…




Общечеловеческое значение романа Л. Толстого «Анна Каренина»