ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ, ОБЪЯСНИТЬ НЕОБЪЯСНИМОЕ
ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ, ОБЪЯСНИТЬ НЕОБЪЯСНИМОЕ
Реализм предполагал, что все можно показать и объяснить. Именно поэтому эта художественная система активно эксплуатировала романный жанр, раздувая его до размеров эпопей («Война и мир» Льва Толстого] и хроник («Будденброки» Томаса Манна]. Тончайший психологизм, глубочайшее знание человеческой души, обстоятельнейший анализ среды и семейного воспитания, потрясающая зоркость: увидеть за частными поступками героев общие тенденции развития общества…
И тем не менее кое-что не смог объяснить даже реализм.
Пушкин в «Египетских ночах» честно признался: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? — Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею — тщетно я сам захотел бы это изъяснить».
Реалисты честно старались: Ирвинг Стоун, пытавшийся объяснить Ван Гога и Микеланджело, Сомерсет Моэм, проникший в тайны перевоплощения клерка средней руки в Художника милостью Божией, и целая серия, знаменитая ЖЗЛ — тома и тома книг, пытающихся объяснить природу творчества и происхождение таланта.
Тем не менее — нельзя объять необъятного, как мудро заметил небезызвестный Козьма Прутков. Как и объяснить талант, как и проследить закономерности сердечной привязанности или холодной ненависти. Из неотвеченных вопросов и нерешенных художественных проблем реализма вырос и модернизм, и постмодерн, и постреализм, точно так же не сумевшие до конца передать словом действительность.
А значит, искусству есть куда развиваться.
ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ, ОБЪЯСНИТЬ НЕОБЪЯСНИМОЕ