ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ, ОБЪЯСНИТЬ НЕОБЪЯСНИМОЕ

ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ, ОБЪЯСНИТЬ НЕОБЪЯСНИМОЕ

Реализм предполагал, что все можно показать и объяс­нить. Именно поэтому эта художественная система активно эксплуатировала романный жанр, раздувая его до размеров эпопей («Война и мир» Льва Толстого] и хроник («Будденброки» Томаса Манна]. Тончайший пси­хологизм, глубочайшее знание человеческой души, обстоя­тельнейший анализ среды и семейного воспитания, по­трясающая зоркость: увидеть за частными поступками героев общие тенденции развития общества…

И тем не менее кое-что не

смог объяснить даже реализм.

Пушкин в «Египетских ночах» честно признался: «Вся­кий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообраз­ными стопами? — Так никто, кроме самого импровизато­ра, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внеш­нею волею — тщетно я сам захотел бы это изъяснить».

Реалисты честно старались: Ирвинг Стоун, пытавшийся

объяснить Ван Гога и Микеланджело, Сомерсет Моэм, проникший в тайны перевоплощения клерка средней руки в Художника мило­стью Божией, и целая серия, знаменитая ЖЗЛ — тома и тома книг, пытающихся объяснить природу творчества и происхождение таланта.

Тем не менее — нельзя объять необъятного, как мудро заметил небезызвестный Козьма Прутков. Как и объяснить талант, как и проследить закономерности сердечной при­вязанности или холодной ненависти. Из неотвеченных во­просов и нерешенных художественных проблем реализма вырос и модернизм, и постмодерн, и постреализм, точно так же не сумевшие до конца передать словом действитель­ность.

А значит, искусству есть куда развиваться.




ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ, ОБЪЯСНИТЬ НЕОБЪЯСНИМОЕ