Обзор по творчесву Алексея Николаевича Толстого

Особенности литературы того времени замечательно объединились в творчестве талантливейшего художника слова, одного из крупнейших представителей критического реализма предоктябрьской поры — Алексея Николаевича Толстого.

Обобщая суждения многочисленных исследований об особенностях творческого становления А. Толстого в дооктябрьский период, можно сказать, что период этот в его творчестве был довольно сложным, искания — трудными и противоречивыми. С одной стороны — идеалистическое мировоззрение, увлечение символизмом, сказавшееся

в первой книге стихов — «Лирика» . С другой — обращение к родникам русского народного творчества: «Сорочьи сказки» , «За синими реками» , приближавшего писателя к действительности, к реализму.

Подлинный шаг вперед к прогрессивному искусству был сделан А. Толстым в прозе, в повестях и романах, «заволжского цикла». Реалистическая плотность материала, острота характеристик вымирающей помещичьей прослойки в Заволжье, подчас анекдотическое изображение бытовых ситуаций,- во всем этом сказалась сила критического таланта Толстого. Он не только нашел собственную тему, но и нащупал путь выхода

из промежуточного положения к демократизму и народности.

В произведениях Толстого «Мишука Налымов», «Чудаки», «Хромой барин», «Приключения Растегина» и др. с большой художественной силой показана историческая неизбежность гибели дворянства как класса. Этот вывод зримо присутствует во всех рассказах писателя, в сатирической галерее чудачествующих, похотливых, безвольных и праздных обитателей запущенных парков, обветшалых усадеб, затянутых паутиной, запыленных барских особняков.

Но при этом проза Толстого тех лет не лишена противоречий. Миру тлена и разложения противопоставляется как единственная оздоровляющая сила — любовь, которую незапятнанной и чистой гордо проносят прекрасные женщины через всю грязь окружающей их жизни. Толстой полагал, как это неоднократно отмечалось в нашем литературоведении, что решение всех проблем бытия надо искать в сфере морально-этической.

Буржуазная критика, признавая огромный талант писателя заволжского цикла, единодушно подчеркивала его аполитичность. Но в этом вопросе с ней вступил в спор сам Толстой. В статье «Об идеальном зрителе» он высказывает свои взгляды на роль художника в обществе. Статья проникнута убежденностью в том, что талант должен служить народу, питаться острыми вопросами современности и отражать их. Труден был путь бывшего графа к овладению марксистским взглядом на исторический процесс.

Путь этот пролегал через неверную оценку Великого Октября, через пятилетнюю белую эмиграцию. Но все же именно революция 1917 года активизировала те тенденции, которые формировались в его мировоззрении и творчестве в дооктябрьский период.

И когда, уже писатель, выдающийся художник реализма А. Н. Толстой в 935 году в Париже с трибуны Первого международного конгресса в защиту культуры произносил свою речь о свободе творчества и излагал принципы литературы, он в эту исполненную духа гражданственности проникновенную исповедь вложил и свой писательский опыт мучительных исканий правды.




Обзор по творчесву Алексея Николаевича Толстого