Обзор повестей и рассказов Довлатова

Цикл «Наши» связан одновременно с традициями одесских произведений Бабеля и автобиографической прозы Искандера. Рассказы цикла посвящены близким родственникам автобиографического героя. Он рассказывает о своих дедах по линии отца и матери, о родителях, двоюродном брате, жене и дочери.

История рода, проникнутая юмором и любовью, заканчивается рождением сына — ребенка с иностранным именем, увидевшего свет с Америке. «Это то, к чему пришла моя семья и наша родина», — с печалью заключает автор.

Сюжет цикла «Чемодан»

развивается по принципу реализованной метафоры: в чемодане, случайно обнаруженном в шкафу, герой находит вещи, вывезенные с родины, которые ему так и не пригодились. С каждой из вещей связана безуспешная попытка героя найти себе применение на родине. В результате рассказы о вещах складываются в историю неудавшейся, нереализованной жизни.

Случайным вещам из чемодана противопоставлена куртка Фернана Леже. Чемодан напоминает Довлатову о чемодане с рукописями Платонова, пропавшем в годы войны.

Цикл «Ремесло», скептически названный автором «признаниями литературного неудачника», представляет собой творческую

биографию Довлатова. Время восстановило подлинные ценности и отбросило сомнения писателя в том, что его упрекнут, будто он «возомнил себя непризнанным гением». Художник, которого обрекли на родине на «чувство безнадежной жизненной непригодности», создал правдивую летопись литературной жизни эпохи застоя. Ее центральным героем у Довлатова выступает высоко ценимый и любимый им И. Бродский. Оставленный Довлатовым литературный портрет поэта является непревзойденным по точности и глубине содержания: «Бродский создал неслыханную модель поведения.

Он жил не в пролетарском государстве, а в монастыре собственного духа. Он не боролся с режимом. Он его не замечал».

Повесть С. Довлатова «Иностранка» была впервые опубликована в 1986 г. Она повествует о молодой женщине из «хорошей семьи», у которой было счастливое детство. «Всем, у кого было счастливое детство, необходимо задумываться о расплате… Веселый нрав, здоровье, красота — чего мне это будет стоить?» — философски размышляет автор о судьбе своей героини. Ее «платой» становится любовь к человеку «с безнадежной фамилией Цехнови-цер».

Отдаленным результатом этой любви и стал ее отъезд в эмиграцию. Мария Татарович, одинокая русская женщина с ребенком, оказалась на сто восьмой улице Нью-Йорка и неожиданно для окружающих полюбила латиноамериканца Рафаэля Гонзалеса. Фоном к любовной повести в «Иностранке» служит жизнь русской колонии Нью-Йорка.

В повести «Филиал» тоже переплетаются две сюжетные линии: воспоминания о первой любви автобиографического героя и изображение его жизни в эмиграции, работы на радио «Третья волна», взаимоотношений и течений внутри эмигрантской среды.

Довлатов прожил в Америке Двенадцать лет. В 1990 г. он скоропостижно умер от сердечного приступа, не дождавшись издания своих произведений на родине. Первые книги его рассказов: «Чемодан», «Зона», «Рассказы» вышли к пятидесятилетию писателя, до которого он не дожил.

Совсем недавно вышло в свет трехтомное собрание его прозы, стали появляться воспоминания и статьи о нем.

Довлатов создал своеобразный, точный, скупой и афористичный язык. Его стиль отличается изысканной простотой. Использование анекдотических ситуаций, жизненность тем делают его прозу увлекательным чтением. Популярность Довлатова со временем возрастает.

Объясняется это и чувством, откровенно высказанным в цикле «Ремесло»: «Я люблю Америку… Благодарен Америке, но родина моя далеко. Нищая, голодная, безумная и спившаяся!

Потерявшая, загубившая и отвергнувшая лучших своих сыновей!.. Родина — это мы сами… Все, что с нами было, — родина.

И все, что было, — останется навсегда…» В критике высказывалось мнение, что Довлатов — художник мира, канувшего в прошлое. Но если наш мир — это мы сами, Сергей Довлатов навсегда останется летописцем нашего времени и нашим современником.




Обзор повестей и рассказов Довлатова