«Очарованная Десна» — задушевный лирический рассказ о детстве писателя
Цель: определить основные источники личности писателя и его таланта как основа для написания автобиографического произведения; совершенствовать умение учеников относительно анализа художественного произведения; развивать критическое мышление учеников; воспитывать духовные ценности личности.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет А. П. Довженко, репродукции к киноповести, опорные схемы, электронное пособие «Книга вслух».
Ход урока.
1. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учеников.
Опираясь
Детство
Счастливое беззаботное
Познание проклятия привередливость
Неповторимые человеческой жизни
Прекрасная пора
III. Мотивация учебной деятельности.
1. Беседа с классом. С чем у вас ассоциируется детство? Создайте ассоциативное гроно.
Д Е Т С Т В О
2. Вывод относительно данного вида работы.
А каким было детство у главного персонажа произведения «Очарованная Десна», самого автора А. П. Довженко?
IV. Сообщение темы и проектирование
V. Этап усвоения знаний.
1. Задача ученикам.
Охарактеризуйте образ Саши и презентуйте его аудитории.
2. Самостоятельная работа учеников.
Создавая характеристики персонажа, ученики работают с текстом произведения и создают информативное гроно.
3. Презентация образа Саши учениками.
5. Самостоятельная работа учеников.
Ученики делятся впечатлениями от восприятия прочитанного произведения. Одни придерживаются мысли, что первоочередное место в жизни Саши занимает отец Петр Семенович, другие — дед Семен, прадед Тарас. Ученики имеют возможность подискутировать, прибегая к форме работы «методика взаимных вопросов» по технологии критического мышления.
VI. Этап закрепления знаний учеников.
1. Дискуссия по поводу проблемного вопроса.
Согласны ли вы с мыслью, что «Жизнь — одно из наибольших и величайших из всех мыслимых благ?».
Ученикам предлагается такой вид работы, как «сетка Элвермана». Они пользуются во время работы таблицей:
Да | Проблема | Нет |
В двух колонках «Да» и «Нет» ученики отмечают аргументы, которые одобрительно или отрицательно отвечают на проблему, используя содержание произведения, и каждый из них делает свой вывод, четко аргументирует свою позицию во время дискуссии.
2. Подведение итогов работы в форме ассоциативного гроно
Жизнь
Это красота Это мечта Это игра Это удача Это тайна
3. Самостоятельная работа учеников. Задача творческого характера: форма работы — «литературные письма».
Напишите творческую миниатюру в форме письма к одному из персонажей произведения или автора.
Выборочная проверка данного вида работы. Взаимное оценивание.
VII. Подведение итогов урока. Оценивание учеников.
VIII. Оценивание деятельности учеников.
IX. Домашняя задача.
Прочитать киноповесть «Украина в огне». Во время ознакомления с содержанием произведения практикуйте такую форму работы, как «вопрос к автору».
«Очарованная Десна» — задушевный лирический рассказ о детстве писателя