Ода К временщику

Имя Рылеева стало широко известно читателям-современникам с момента появления в печати его

Оды-сатиры «К временщику» . Напечатанная в популярном журнале «Невский зритель», она произвела огромное впечатление на столичное общество. Все поняли, что сатира направлена против всесильного тогда Аракчеева. Рылеев обрушился на него с такой силой негодования, а еще больше — презрения, что временщик был морально уничтожен. Автор начинает свое произведение такими словами:

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый

льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами, злодей!

Подчеркнутые эпитеты ярко передают ненависть поэта к палачу народа.

Рылеев грозит «надменному временщику» неизбежным часом расплаты за все злодеяния по отношению к народу: «Тиран, вострепещи! Родиться может он» , и тогда никакой пощады злодею не будет.

Поэт мечтает об этом мстителе и говорит:

О, как на лире я потщусь того прославить,

Отечество мое кто от тебя избавит!

Твои дела тебя изобличат народу;

Познает он, что ты стеснил его свободу,

Тогда вострепещи, о временщик

надменный!

За зло и вероломство

Тебе свой приговор произнесет потомство!

Аракчеев не мог не узнать в изображенном временщике самого себя, и все ожидали жестокой расправы с поэтом. Однако, пишет один из современников, временщик «постыдился признаться явно, туча пронеслась мимо».

Своей сатирой Рылеев показал, какое громадное воздействие на читателей может оказывать поэтическое слово, если оно глубоко искренне и в то же время созвучно настроениям масс.

Сатира «К временщику» по своим художественным особенностям близка к классицизму: в ней широко используются приемы ораторской речи, словарь насыщен славянизмами-архаизмами, наклонность к периодической речи и пр. В давно сложившейся поэтической манере классицистов автор сатиры черпал готовые художественные приемы, отвечавшие в данном случае высокой настроенности поэта, обличителя-гражданина. Однако в дальнейшем своем творчестве Рылеев ищет новые художественные формы для выражения своих гражданско-патриотических настроений и начинает все шире пользоваться приемами романтизма




Ода К временщику