Олеся и Христя два компонента образа Украины в киноповести «Украина в огне»
Неумолимая война не раз и не дважды прокатывалась украинской землей, увеличивая число жертв и разруху. Автор подает зловещий пейзаж, от которого становится, жутко: «Дымом всходили горизонты. Огневые валы с громом и грохотом не один раз перекатывались с востока на запад и с запада на восток. Мертвые танки чернели на полях грозными своими тушами, вроде бы вымершие пугала в пустыне.
И куда не поехать, куда не пойти, — везде несло духом не похороненного человеческого трупа. Минируемые нескошенные поля были преисполнены зловещих тайн».
Безмерной
Описание боевых действий занимает у Довженко несколько страниц. Но это боль раненого сердца, это крик души: «Люди, опомнитесь!» Увидено, почувствованное и пережитое писатель пропускает через призму художественного восприятия и с большим талантом подает читателям: «Воздушные волны и буйные завихрения от пролетающих больших снарядов и взрывов мин срывали
Весь воздух пришел в безумное движение, все оно, вся атмосфера звучала, ревела, взрывалась, крякала и гремела тысячами громов, воздух горел. На бойцах загорались рубашки.
…Семь раз сходились бойцы с противником. Семь самых тяжелых немецких атак отбили они вдребезги, в порох, в дым. Тридцать шесть враждебных танков пылало уже перед ними и понесли к небу грозную их славу.
Трупов враждебных лежало между танками множество». И таких смертельных боев было множество, а заканчивались они чаще всего одним:
«Все отдали. Все до последней нити. Поквитались с жизнью, с войной, с врагами на всю силу.
Не мудровали, не прятались по резервам и тылам, не обрастали родственниками на простых своих артиллерийских постах. Не выжимали из малых своих талантов большой пользы…не любили выставляться напоказ ни в целом виде, ни в раненом, ни в каких доблестях…»
Автор называет этих героев поименно, а за ними появляется весь героический народ, который грудью защитил землю от фашистской орды. В этом списке, в соответствии с исторической правдой, мы видим не только фамилии украинцев, но и россиян, грузинов, представителей разных национальностей, всех, кто плечом к плечу воевал против немецко-фашистских оккупантов. Поэтому безосновательным кажется обвинения О. П. Довженко в национализме.
Писатель увлекается мужеством своих героев, прославляет их подвиг в веках, хотя и сердце его при этом обливалось кровью за даром потерянными силами и жизнями.
«Как дрались люди! Словно целые века несокрушимого упрямства и боевых щедрот раскрылись вдруг в Вернигорах, Труханових, Волках и Якимахах. Родная родительская земля умножила их гнев и силу боевого запала.
Они словно вросли в землю, и когда немцы были уже совсем близко, они встали как один и пошли в атаку как раз против середины грозного немецкого вала».
Следовательно, писатель в киноповести «Украина в огне» с убедительной прямотой и большим художественным мастерством раскрыл трагедию украинского народа в наибольшей мировой войне. Вывод у читателей может быть лишь один — такое не должно повториться! Но не только война в поле зрения художественного исследования писателя.
Он со всем жаром сердца, чувствительного к несправедливости, осуждает большевистскую концепцию классовой борьбы. Именно эта теория, внедряемая в практику, породила репрессии, страх людей, недоверие друг к другу, моральное опустошение души, догматизм и бездуховность. Примеров этого мы найдем в киноповести немало.
Вот прокурор партизанского отряда Лиманчук узнал, что партизаны захватили в плен женщину итальянского офицера Пальмы Христю. Он очень обрадовался и сразу заочно присудил ее к расстрелу как подлую предательницу отчизны. Лиманчук «недавно прибыл в отряд с Большой земли с высокой миссией делать в самом аду борьбы справедливый суд над подлыми отступниками, предателями, националистами-душегубами и другим пропащим людом.
Он был человеком большой хрустальной честности и такого же душевного холода, который помогал ему не терять, как он говорил, линии ни при каких обстоятельствах…» Хоть перед этим мы видим этого «Несгораемого шкафа» убегающим. И при этом он обвиняет девушек в панике, обманывает и успокаивает, что город никогда не сдадут. Теперь он «чист», а те, кто побывал в оккупации, — нет.
Жертвы войны, мученицы, как Христина Хуторна правомерно задают вопрос своим судьям: почему же они выросли не гордые, не достойные и не сознательные? И сами же дают ответ, что до войны «мерили девичьи… добродетели главным образом на трудодень и на центнеры бурака…», не заботясь о воспитании достоинства и духовном развитии.
Интересен напряженный диалог Лаврентия Запорожца и Максима Заброды на колючем проводе концлагеря. Оба они украинцы, но между ними бездна: раскулачивание, страдание, на чужбине, голод и холод Сибири с одной стороны и вера в справедливость идей «вождей пролетариата» со второй.
Украина — единственная в мире страна, где не изучают как следует историю собственного народа, где люди не знают и не уважают своих героев. Так откуда же взяться патриотизму, преданности и мужеству, в человеке-безотцовщине? Вот на этом отмечает писатель.
Он верит, что такие жестокие уроки истории не пройдут зря.
Невзирая на ужасные картины боев и страданий, изображенные автором, киноповесть «Украина в огне» оставляет какое-то светлое впечатление. Может, благодаря тому трогательному семейному мотиву, который напоминает Шевченко «Садик вишневый круг дома…». О. Довженко показывает богатую на детей и счастливую довоенную семью Запорожцев, которая дружно поет любимую материну песню «Ой, пойду я к роду гулять. А у меня весь род богат…»
Олеся и Христя два компонента образа Украины в киноповести «Украина в огне»