Омар Хайям: характеристика творчества, темы рубаи

Омар Хайям — средневековый персидский поэт, а также крупный математик и астроном. Он является автором стихов философского содержания, объединенных в сборник «Рубайят». По форме это четверостишия, в которых три или четыре строки рифмуются между собой и разграничиваются паузами — называются эти четверостишия рубаи.

От этого слова происходит и название сборника.

Содержание рубаи Омара Хайяма, как уже было сказано — философско-лирическое. Например, поэт размышляет о бытии человека:

«От безбожья до Бога — мгновенье

одно,

От нуля до итога — мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье —

Жизнь, ни мало, ни много — мгновенье одно!»

Омар Хайям ведет рассказ о внутреннем мире человека. Этот открытый и искренний рассказ ведется часто от первого лица. То, что волнует умного, честного и образованного человека в обществе, становилось темами для стихов Омара Хайяма, а также других персидских поэтом того времени: Рудаки и Гафиза. В то время на Востоке усилилось влияние ислама. Омар Хайям размышляет о Боге, он для поэта является величайшей загадкой.

Но поэт решительно отвергает церковные догмы. Его ирония и свободомыслие

в полной мере отразились в рубаи. Поэт представляет свои выводы очень остроумно.

Например, ислам запретил пить вино. Но Омар Хайям парадоксально доказывает, что пить вино можно как раз потому, что, согласно исламу, вино — это враг, а пить кровь врага религия позволяет.

Многие меткие высказывания Омара Хайяма стали афоризмами: «Ты лучше голодай, чем что попало есть. И лучше будь один, чем вместе с кем попало», «Лучше друга к себе привязать добротою, чем от пут человечество освобождать!», «Если подлый лекарство нальет тебе — вылей! Если мудрый подаст тебе яду — прими!», «Наслаждение — все, остальное — ничто!», «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Хайям часто упоминает вино и развлечения. Больше всего он ценит удовольствие и радость жизни, наслаждение от каждой минуты. Это называется гедонизмом.

«От того, что неправеден мир, не страдай,

Не тверди нам о смерти и сам не рыдай,

Наливай в пиалу эту алую влагу,

Белокурой красавице сердце отдай».

Омар Хайям раскрывает эту тему вместе с другим средневековым персидским поэтом — Рудаки: тему радости и наслаждения жизнью, гедонизма, а также свободы выбора человека. Символом всего этого для поэтов стало уже упомянутое, запрещенное исламской религией вино — его воспевание стало символизировать отвержение церковных догм, свободомыслие.

Омар Хайям — гуманист, для него ценна каждая личность, ее спокойствие и счастье. Человек и его душевный мир для него превыше всего. Он сравнивает человеческое сердце с мусульманской святыней, камнем Каабой: «Выше тысяч Кааб есть одно из сердец!»

Определенную роль в творчестве Омара Хайяма занимают также такие темы: размышления о социальной несправедливости, общественные пороки и личные недостатки людей, осуждение нечестности, жестокости, коварства, блюдолизания со стола богатых, невежества:

«Лучше впасть в нищету, голодать или красть,

Чем в число блюдолизов презренных попасть,

Лучше кости глодать, чем прельститься сластями,

За столом у мерзавцев, имеющих власть».

Темы творчества Омара Хайяма — размышления о природе человека, о драгоценном даре жизни, ее смысле, а также о взаимоотношениях человека с Богом, поисках истины и познании человеком мира.




Омар Хайям: характеристика творчества, темы рубаи