Она сидела на полу
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
Историко-биографический материалИстория создания и дата написания стихотворения
Стихотворение
Место стихотворения в творчестве поэта
Стихотворение было написано в 1858 году. К этому времени к Тютчеву, наконец, приходит поэтическая слава. Н. А. Некрасов отнес его творчество к «блестящим явлениям русской поэзии».
Главная тема стихотворения
Тема любви
Лирический сюжет
Женщина сжигает
Проблема стихотворения
Осознание безвозвратного ухода когда-то сильных чувств.
Композиция стихотворения
Первые две строфы это описание видимых действий. Две последние — описание внутреннего состояния героев.
Лирический герой
Лирический герой хоть и находится непосредственно в описываемой обстановке, но он никак не включен в действие, мы знаем только о его внутренних переживаниях.
Преобладающее настроение, его изменение
Горькая грусть перерастающая в отчаяние. Это отчаяние от бессилия, невозможности влиять на ход вещей, исправить свои ошибки.
Жанр
Любовная лирика
Строфа
4 строфы, четверостишия
Основные образы
В центре даже не герои, а этот ворох писем. «Остывшая зола» — все, что осталось от некогда яро бушевавшего огня страсти. Героиня смотрит на них как на что-то давно забытое и абсолютно чуждое ей. Эти письма последняя память единственное свидетельство былой любви.
Лексика стихотворения
Книжные «горестных», «присущей»
Поэтический синтаксис
В стихотворении встречаются: эпитеты: знакомые, горестных, милой и т. д.; аллитерация придающая выразительность произведению: з, р, б, ж, в; олицетворение: знакомые мечты, любви и радости убитой; инверсия: стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени. Сравнение: и груду писем разбирала, и, как остывшую золу, брала их в руки и бросала; как души смотрят с высоты; как от присущей милой тени. Антитеза — любовь и горесть.
В конце строк стоит многоточие — недосказанность.
Использование инверсий: «стоял я молча в стороне», «пасть готов был на колени». В конце третьей строфы многоточие выражающее недосказанность.
Изобразительные средства иносказания
Эпитеты: «горестных минут», «милой тени»
Олицетворение: «любви и радости убитой»
Сравнения: «как остывшую золу», «как души смотрят с высоты», «как от присущей милой тени» Звукопись
Звучанию придает выразительность использование аллитерации с «з», «р», «б», «в», «ж».
Размер
Хорей
Четырехстопный ямб. Стопа двухсложная с ударением на втором слоге
Ритм и рифма. Способы рифмовки
Стихотворение написано с использованием перекрестной рифмы.
Эмоции вызванные при прочтении
Мне безумно понравилось стихотворение Тютчева «Она сидела на полу…», как будто время в нем остановилось, и любовь наполнила сердца. Строки произведения, несомненно, останутся актуальными навсегда.
Дополните анализ стихотворения Дорогой пользователь! Если Вы обладаете какой-либо информацией по анализу стихотворения «Она сидела на полу», просьба поделиться ею с другими. Историко-биографический материал Место стихотворения в творчестве поэта Главная тема стихотворения Лирический сюжет Проблема стихотворения Композиция стихотворения Лирический герой Преобладающее настроение, его изменение Жанр Строфа Основные образы Лексика стихотворения Поэтический синтаксис Изобразительные средства иносказания Звукопись Размер Ритм и рифма. Способы рифмовки Эмоции вызванные при прочтении
Она сидела на полу