Онегин как воплощение типа «лишнего человека»; противоречивость его чувств и поступков

Цель: формировать умение работать с текстом и логически систематизировать обработанный материал; формировать читательские навыки исследовательского характера, характеризовать образ Онегина; оказывать содействие формированию гуманной личности.

Оборудование: портрет А. Пушкина; тексты романа в стихах «Евгений Онегин».

Тип урока: углубленное изучение художественного произведения.

Весь мир мне чужой, и я чужой для мира. Дж. Байрон.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

I. Словарная работа.

Дух — сознание,

мышление, действия, которые определяют конституцию поведения человека.

Духовность — умственная деятельность в сфере духа.

Гедонизм — принцип обоснования моральных требований, являющийся основной движущей силой в человеке, которая заложена у него от природы и которая определяет все его действия, является наслаждение.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Сегодня мы поговорим о Евгении Онегине, которого считают образцом «лишнего человека», о противоречивости его чувств и поступков. . Каков духовный мир Онегина? Занимается ли он умственной деятельностью, связанной с формированием его

сознания, жизненных принципов и мировоззрения?

Какова мотивация его поступков и что принуждает его поступать именно так?

III. РАбота над темой урока.

Общая характеристика образа Онегина.

Работа ведется в 5-ти группах.

Задача для групп.

Группа 1. Рассказать о петербургском периоде жизни Онегина.

Ожидаемый ответ.

Автор сосредоточивает внимание не на изображении психологической характеристики героя, а на его занятиях, т. е. изображает стиль жизни Онегина; изображает внешнюю, а не внутреннюю сторону этой жизни: знания, умения и наклонности, способы прельстить женщину, занятия на протяжении дня, развлечения, предметы, которые окружают героя. В глаза бросается теснота мира, в котором состоялась подмена личности вещью, духовного — материальным.

Группа 2. Объясните философские принципы жизненной позиции Онегина, его отношение к окружающему миру; составляющие его жизни.

Ожидаемый ответ.

Жизнь ради наслаждения — основной принцип жизненной философии Онегина. «И жить торопится и чувствовать спешит» . Его жизнь движется по замкнутому кругу, она бессодержательная и бездарная, типичная массовая модель искажения личности. Мир воспринимается Онегиным как место ежедневных наслаждений и развлечений.

Группа 3. Объясните, понял ли Онегин последствия своего образа жизни, понимает ли он причины своей «болезни». Как относится автор к затронутым проблемам?

Ожидаемый ответ.

Онегина охватила «русская хандра»: «внутреннему человеку» в его жизни нет места, он чувствует себя больным потому, что в душе он — живой и преисполненный сил человек, который живет в полной бездеятельности. Уединяясь, он старается найти выход. Герой убежден в том, что мир и люди являются несовершенными.

Автор убежден: Онегин выше той жизни, которой живет. На протяжении романа Пушкин старается это доказать.

Группа 4. Объясните противоречия в поступках Онегина и то, как его действия повлияли на его же дальнейшую судьбу.

Ожидаемый ответ.

В поступках Онегина нет противоречий. Все они продиктованы или светской моралью, или понятиями высшей морали и совести. Основная коллизия находится не в сфере поступков, а в сфере светской и общечеловеческой морали. Именно между ними затиснута живая натура Онегина со сформированными ошибочными понятиями.

Понимание причин поступков героя помогает раскрыть авторский замысел.

Группа 5. Объясните, какова основная черта характера Онегина.

Ожидаемый ответ.

Онегин — человек активный, возбужденный, сообразительный, легко общается, доброжелательный. Но он неправильно воспитан «французом убогим», поэтому несерьезно относится к работе и людям, переоценивает себя и свои возможности. К этому нужно прибавить сведения о его социальном и материальном положении, образование, ум, внешность денди, молодость. но его угнетает мысль о том, что он в жизни остается незадействованным, ничем не умеет заняться.

2. Слово учителя.

Онегин как воплощение типа «лишнего человека».

Учитель. Термин «лишний человек» принадлежит И. Тургеневу, который в 1849 году написал «Дневник лишнего человека». «Лишним человеком» мы называем литературный тип, для которого является характерным конфликт с обществом и невозможность реализовать себя в условиях этого общества.

Вопрос к классу.

— Можно ли назвать Онегина «лишним человеком»? .

3. Обобщающая беседа.

Мы говорили о благородстве души Онегина. Мог ли он отказаться от дуэли с Ленским? Что ему помешало это сделать? С каким чувством воспринял Онегин смерть Ленского? Состоялся ли в его душе какой-либо существенный перелом, изменился ли он?

Объясните, почему Онегин довольно «холодно» ответил на признание Татьяны в любви. Верите ли вы, что Онегин сумел по-настоящему полюбить Татьяну, встретив ее снова через несколько лет?

IV. Рефлексия.

1. Подведение итогов.

Учитель. Молодой помещик Евгений Онегин — это человек со сложным и противоречивым характером. Он вырос без матери, отец мало внимания обращал на сына, поручив его воспитание «убогим» гувернерам.

Поскольку воспитание оказалось губительным, Онегин вырос эгоистом, который не обращал внимания на чувства, интересы и страдания других людей. Он даже не замечает, что обижает людей. Образ жизни Онегина — леность, скука и поиски удовольствия. Однако мы понимаем, что в его образе обобщен образ жизни многих молодых людей того времени. В отличие от большинства представителей правящего класса он не потерял чувствительности, совесть и благородство.

Он духовно выше многих представителей своего круга.

Знакомство с Ленским, который получил образование в одном из наилучших университетов Германии, открыло в душе Онегина скрытое за маской эгоизма и равнодушия стремления искренних взаимоотношений между людьми. Поэтичность души Татьяны он сразу ощутил, даже не услышав ее голоса, что свидетельствует о его доброжелательности. Его «холодное» отношение к Татьяне тоже имеет свое объяснение. Под влиянием событий, изображенных в романе, в его душе происходит эволюция — в последней главе он не распущенный и манерный юноша, с которым мы познакомились на первых страницах произведения.

Но, убегая от мира, Онегин не смог убежать от самого себя.

2. Методика «Пресс».

— Что я думаю об Онегине?

Методический комментарий.

Методика «Пресс» призвана помочь ученикам научиться формулировать четкие, полные и аргументированные ответы. Ответ строится по схеме:

Собственная позиция. «Я считаю, что…». Обоснование: «…потому, что…». Пример. «Например, …».

Выводы. «Итак, я считаю…».

3. Выразительное чтение наизусть письма Онегина к Татьяне

V. ДОмашняя задача.

Характеризовать образ Татьяны Лариной; по желанию ученики готовятся к выразительному чтению наизусть письма Татьяны к Онегину; объяснить значение слов «романтик», «реалист».




Онегин как воплощение типа «лишнего человека»; противоречивость его чувств и поступков