ОНОРЕ БАЛЬЗАК — ЗНАТОК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАСТЕЙ
Творчество Оноре Бальзака очень сложное для восприятия. Казалось бы, его герои находятся на поверхности со своими болями, радостью, страстями. А на самом деле, рассматривая их, натыкаешься на такое подводное течение, которое может поглотить и не дать вынырнуть на поверхность. Образы его произведений такие реальные, что иногда забываешь, что рассматривать их нужно лишь в контексте произведения, и переносишь в действительность и относишься так, как относился бы к людям, существующим рядом.
Тогда поступки героев становятся непонятными и неосознанными,
Но не следует забывать, что основной идеей романтиков, был историзм, который базировался на началах единства человека и общества. Изображая современную ему эпоху, Бальзак поднимал личность над бытом. Возможно, поэтому его творчество близкое мне и моим современникам.
В изображении своих героев, как центральных, так и эпизодичных, писатель согласовывал социальную принадлежность героя с его моралью. Наиболее показательной в этом плане есть «Человеческая комедия», где автор с полнейшей точностью и полнотой исследовал специфические особенности эпохи.
Он сумел проникнуть в неэстетичные стороны действительности — грязные расчеты спекулянта и катастрофу купца, которые определили большинство черт человеческого быта и морали. Я думаю, что не следует скептически относиться к выражению доктора Бяншона, что «деньги — религия нового мира», ведь деньги во все времена играли большую роль в социальной жизни. И именно бедность, отсутствие денег, бытовые условия становятся той внешней силой, которая противостоит личности.
Поэтому так часто герои Бальзака борются с деньгами, а не служат им, так как по мнению самого автора «выгодой можно объяснить лишь унизительные поступки». А в «Человеческой комедии» присутствующая целая толпа положительных героев, ведь писатель верит в человека и его неисчерпаемые духовные силы.
Образ Монжено можно рассматривать в двух аспектах: или как положительные образа современных аристократов, или как символ невозможности добропорядочности современного общества. Большое внимание уделяет Бальзак выдающейся личности. Могущественная личность, способная на большие усилия воли и на борьбу с людьми и обстоятельствами, привлекает писателя независимо от цели ее деятельности: то ли бунтарство против идеологических пут, то ли против порабощения мысли. Выдающаяся личность, независимо от рода занятий, наделенная огромной потенциальной силой, властью над внешним миром. Все герои этого плана представляют собой лишь варианты одного типа.
И Наполеон, и Вотрен — люди одной породы, но первый поднялся на высшую ступень политической жизни, а второй остался на дне человеческого океана. Сила случая помогла Наполеону проявить гениальность, а отсутствие надлежащих обстоятельств привело Вотрена к борьбе с обществом. Роль победы героя над вражескими зовнішними обстоятельствами определяется так: «Нет принципов, есть только события; нет законов, есть лишь обстоятельства; высший человек приспосабливается к событиям и обстоятельствам, чтобы руководить ими» .
Современная Бальзаку действительность отразилась на страницах первого романа, написанного как часть большой целостности, названной со временем «Человеческой комедией». «Отец Горио» есть, так сказать, ключевым произведением, к которому сходится все предыдущее творчество Бальзака. В центре событий находится пятиэтажный дом, где и происходят драматические, полные неожиданностей, события: убийство наследника, грабеж, разврат. Автор трагически показал быт мещанский и быт аристократический, между которыми тяжело найти расхождения, легче найти общие черты.
Оноре Бальзак — фигура неординарная. Вопреки всем противоречиям своих взглядов он оставил потомкам огромную галерею образов, которые вошли в мировую литературу свидетельством гениальности большого мастера. А главное, он был одним из первых французских писателей, которые с такой остротой ощутили свою современность.
ОНОРЕ БАЛЬЗАК — ЗНАТОК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАСТЕЙ