Онтология пространства в очерках А. П. Чехова «Из Сибири»

В конце XX века в литературоведении в целом, и в чеховедении в частности, исследовательски продуктивной стала категория пространства как основа организации художественного восприятия и онтологического осмысления действительности. О том, что литература «переигрывает» действительность, писал еще Д. С. Лихачев: «Внутренний мир художественного произведения имеет… свои собственные взаимосвязанные закономерности и собственный смысл», которые выражаются через взаимодействие пространства и времени.

«Одной из универсальных

особенностей человеческой культуры, возможно связанной с антропологическими свойствами сознания человека, — по мнению Ю. М. Лотмана, — является то, что картина мира неизбежно получает признаки пространственной характеристики. Сама конструкция миропорядка неизбежно мыслится на основе некоторой пространственной структуры, организующей все другие ее уровни» . В. Н. Топоров на примере творчества Г. С. Батенькова показал, что «индивидуализация образов пространства… определяется не столько культурно-исторической ситуацией или литературно-вкусовыми… пристрастиями, сколько психо-ментальными особенностями
автора» . Д. Фрэнк говорит о том, что современное искусство «движется в направлении все возрастающей пространственности», стремясь постигнуть прошлое и настоящее пространственно, то есть «адекватно процессу восприятия в определенный момент времени» путем «превращения временного мира истории во вневременной мир мифа», который и определяет «содержание современной литературы и соответствующее ему эстетическое воплощение — пространственную форму» . В гештальтпсихологии, основным принципом которой является «первоначальная целостность восприятия человека, не сводимого к сумме частей», Л. Г. Бергер видит основание «выбора пространственного образа мира как психологической установки» художественного творчества. В монографии «Творчество А. П. Чехова в аспекте пространства» Н. Е. Разумова задачу современного чеховедения видит в феноменологическом осмыслении единства «запечатленного Чеховым объективного мира и его познания человеком» через категорию «наличного бытия», или «картины мира». «Ее онтологически неотъемлемой принадлежностью является пространство, которое в своем художественном воплощении способно предельно наглядно представить специфический чеховский смыслообраз бытия» .

Сибирско-сахалинское путешествие занимает особое место в жизни и творчестве писателя. Оно было своеобразным жизненным испытанием, рубежом в творческом развитии. Нам представляется интересным подойти к прочтению путевых очерков «Из Сибири» с точки зрения онтологии как «системы понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции» посредством «спациального» анализа.

Мы будем опираться на теорию Ю. М. Лотмана, согласно которой «пространство текста культуры представляет собой универсальное множество элементов данной культуры, то есть является моделью всего» . «Построенные с помощью средств пространственного моделирования… описания текстов культуры» исследователь называет «моделями культуры». Одним из наиболее характерных признаков «моделей культуры» является «наличие в ней одной основополагающей границы, которая делит пространство культуры на две различные части» . «Поскольку внутреннее пространство замкнутое, заполнено конечной группой точек, а внешнее — разомкнутое, то естественным является истолкование оппозиции «внутреннее — внешнее» в качестве пространственной записи антитезы «организованное — неорганизованное » . В очерках «Из Сибири» эта антитеза реализуется в оппозиции «свое — чужое», выражая столкновение в сознании путешественника знакомого ему мира русской культуры и неизвестного пока, не освоенного им мира Сибири. С самых первых строк очерков в качестве границы выступают как пространственные, так и «непространственные» отношения. «Да, уже май, в России зеленеют леса и заливаются соловьи, на юге давно уже цветут акация и сирень, а здесь, по дороге от Тюмени до Томска, земля бурая, леса голые, на озерах матовый лед, на берегах и в оврагах лежит еще снег» . Характерно, что пространственному выражению границы предшествует «непространственное», диалогичное выражение, тем самым подчеркивается ведущая роль человеческого фактора в процессе освоения «чужого» пространства.

Пространство постигается только через контакт с человеком, который в нем обитает.

1. » — Отчего у вас в Сибири так холодно? — Богу так угодно! — отвечает возница» .

От первого до последнего — девятого — очерка цикла происходит поэтапно увеличивающееся спациальное освоение Сибири: дорога, река, поля, горизонт, тайга. В первом очерке пространство строго ограничено линией дороги. Как через объектив камеры, читатель видит только то, что впереди на дороге, позади и под ногами, а также то, что встречается на пути. «Обгоняем две кибитки и толпу мужиков и баб… Позади всех плетется мужик…

Затем, немного погодя, мы обгоняем этап… Идут по дороге 30 — 40 арестантов… вечером земля начинает промерзать и грязь обращается в кочки… Подъезжаем к реке… Река широкая…

Въезжаем на паром» . Каждый обозначенный этап пути сопровождается описанием ссыльных, либо природы, либо рассуждением героя-повествователя.

Во втором очерке границы дороги расширяются и охватывают уже все видимое пространство вплоть до горизонта. «По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни… весь лес освещен насквозь… Навстречу… несется почтовая тройка… Уже светло и золотится перед восходом небо. дорога, трава в поле и жалкие молодые березки покрыты изморозью…

Где-то токуют тетерева» . Сибирское пространство, таким образом, наполняется, приобретает цветовое и звуковое выражение.

Шишпаренок Е. В.




Онтология пространства в очерках А. П. Чехова «Из Сибири»