Описание картины И. Грабаря «Февральская лазурь»

Пейзаж, если так можно выразиться, — это пор­трет природы. Такие портреты писали многие худож­ники, и на разнообразных живописных полотнах природа выглядит по-разному: порой, пейзажи точ­ные, иногда — мечтательные, представляющие природу задумчивой, загадочной. Нередко портре­ты природы передают какое-то определенное на­строение: уныния, радости, волнения либо покоя.

Мне близки пейзажи Игоря Эммануиловича Грабаря, живописца, который умел глубоко чувс­твовать обаяние русской природы и великолепно передавал это на своих полонах.

Художественное видение Грабаря необычайно. Оно привлекает ес­тественностью откликов живописца на мир, неис­сякаемостью все новых впечатлений. Перед нами утонченный художник-импрессионист, красота творений которого ошеломляет внутренней пре­лестью.

Вообще, именно пейзажи — неброские по мотиву, но весьма звучные, эмоционально напо­лненные по цвету — принесли Грабарю как худо­жнику известность. «Сентябрьский снег», «Фев­ральская лазурь», «Мартовский снег» — картины, которые заняли достойное место в ряду лучших живописных творений.

«Февральская лазурь» — полотно, в котором художник

прекрасно передал радостное настро­ение природы в конце зимы. Сам живописец писал о природе в это время года и о том, что он отразил на картине: «В природе творилось нечто необычай­ное. Казалось, что она праздновала какой-то небы­валый праздник лазоревого неба, жемчужных бе­рез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

На картине «Февральская лазурь» перед нами возникает березовая роща в яркий февральский день, когда уже ощущается скорый приход весны. На память приходят строки Тютчева:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

Березовая роща на картине выглядит околдо­ванной. Спящие еще пока деревья словно окутаны серебром. Ветви берез, как тонкая ажурная сеть.

Кажется, что береза на переднем плане потягивае­тся, как проснувшийся человек — ее ветви направ­лены вверх, к ярко-синему небу. Ствол дерева не ровный, а выгнутый в сторону, за счет чего созда­ется впечатление, будто береза горделиво подбоче­нилась. Близкий приход весны — это не только яр­кое небо, но и длинные тени на уже подтаявшем серо-голубом снегу.

Кажется, что задача художника этой карти­ны — стремление уловить миг, неповторимое мгновение в жизни природы. Образ березовой ро­щи, созданный кистью художника, это даже не предмет изображения, а острота ощущений и ка­лейдоскоп впечатлений, вызванных данной реаль­ностью. Нельзя не вспомнить в связи с этим тютчев­ские строки о мимолетности любого мгновения на земле:

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве!

Образ природы на картине «Февральская ла­зурь» изящен, хотя и прост, лишен подробностей и четкости. Автор картины сконцентрировал свое внимание на красках: он добился эффекта прони­кновения на свое полотно света и воздуха путем ис­пользования очень светлых чистых цветов. Все это говорит о принадлежности живописца к импресси­онистической живописной традиции.




Описание картины И. Грабаря «Февральская лазурь»