Описание картины М. К. Финогеновой «Каток для начинающих»

Что чувствует ребенок, впервые за зиму, а мо­жет быть, и за всю жизнь надевший на ноги конь­ки и вставший на лед? Сердце переполняет радость и ликование — хочется скорей встать на зеркало застывшего катка, пробежаться, подставив лицо колючему морозному ветру, вволю накататься и устать. Хочется идти на тяжелых, приятно но­ющих ногах, нести в руках застывшее серебро и мягкую кожу — быстрые и легкие коньки на ос­тром лезвии.

Но, помимо радости и предчувствия предсто­ящего веселья, тревожит непонятное волненье — а вдруг не смогу, а вдруг

не получится? Того и гля­ди упадешь и вызовешь бурный всплеск хохота друзей и просто совершенно незнакомых ребят, пришедших, как и ты, морозной предвечерней по­рой прокатиться на коньках по льду катка, Однако ноги уже делают первый шаг, коньки обретают рав­новесие и собственную жизнь и уже несут тебя, как два волшебных зверька, по гладкому льду, навстречу вечернему ветру. Кожу холодит и пока­лывает мельчайшая снежная пыль, звучит прият­ная веселая музыка. Озорно поскрипывают конь­ки, оставляя на гладкой поверхности льда вычур­ные узоры царапин. Тебя окружает смех друзей и приятелей, и даже незнакомый парнишка, кото­рого
видишь впервые, кажется давно знакомым.

Радость широкими крыльями обнимает тебя — и хочется вечно нестись по ледяному зеркалу кат­ка… Именно такие мысли посещают меня, когда я рассматриваю картину М. Финогеновой «Каток для начинающих».

Полотно написано в интересном, выдающимся стиле — авангардизме. Преобладают четкие, стро­гие линии, правильные геометрические контуры. Этот стиль не годится для изображения классиче­ских портретов и пейзажей: они не будут фотогра­фически точно передавать окружающую дей­ствительность. Напротив, этот жанр словно бы специально придуман для того, чтобы разрушать, расплетать ткань реальности, привносить в мир действительности что-то неземное, необычное, волшебное. Поэтому данное полотно невозможно долго разглядывать, стараясь рассмотреть детали: реалии настоящего мира преображаются здесь, ли­бо совершенно утрачиваясь, либо трансформиру­ясь во что-то новое, неожиданное.

Зато картина, написанная в рамках авангардизма, потрясающе передает общий настрой, чувства и настроение. Уходя от материального мира, авангард, погру­жается в мир чувственный, в мир эмоциональный, точно и искренне передавая с помощью цвета, све­та и разнообразных форм настроение мысли, чувс­тва и эмоции художника, которые он выплеснул на холст, превратив в радостную, красочную и за­вораживающую работу.

Практически всю площадь полотна занимают изображения домов — самой разной формы. Здесь и мрачноватые, возле самого горизонта, высотки, подпирающие небо, — одно высокое узкое здание те­мно-фиолетового цвета, второе длинное, тянущееся спиной-крышей вдоль верхней кромки, печального темно-синего, почти черного цвета. Здесь и солнеч­ные желтые домики, и задумчивые серые, словно дымчатые строения.

Только в самом низу картины, но практически в центре, на переднем плане — стайка детей, окруженная красным кирпичом стро­ений. Три мальчика — в темных одеждах и шапо­чках, и две девочки — в красивых светлых пальти­шках, проезжающие вдоль перил на голубую простыню льда. Там уже стоит одинокая фигурка девушки в темных колготках и белом пальтишке.

Наверное, она кого-то ожидает, а может, просто ос­тановилась слегка передохнуть.

Яркость использованных художницей красок несколько приглушается их соединением, сочета­нием. При строгих геометрических формах зданий присутствует легкость переходов и переливов цве­та. На фоне темных громад домов на заднем плане строения среднего плана, выкрашенные в дымча­то-голубой, серый, желтоватый, выглядят про­зрачными, хрупкими. Их простота и неяркость под­черкивает праздничный алый и кирпичный оттенки зданий на переднем плане.

Окошки домов, словно мозаика, каждое своего, особенного оттен­ка. А вместе каждая деталь образует единое, неде­лимое полотно хорошего настроения, чистого и яс­ного зимнего вечера и непосредственной детской радости от прогулки с друзьями и катании на конь­ках.




Описание картины М. К. Финогеновой «Каток для начинающих»