Описание природы по картинам Шишкина и Левитана

Любите живопись, поэты! Лишь ей единственной дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно! Н. Заболоцкий Любите живопись. По-моему, поэт Николай Заболоцкий обращается не столько к поэтам, сколько к нам, обычным людям. Ибо на этой бренной земле есть только два мира, где душа отдыхает от всяческих тревог, оживает, обогащается, обретает кры­лья.

Это музыка и живопись. Живописные полотна радостно волнуют меня, особенно если на них изображена природа и особенно если это полотна Левитана и Шишкина. .Дремучие северные леса окружают Елабугу,

родину Шишкина. Еще мальчи­ком он полюбил лес и большую часть своей взрослой жизни провел в лесах, «охо­тясь» с альбомом и карандашом за «натурой». Чаще всего на его картинах изображен сосновый бор. Стройные, гордые велика­ны, вскинувшие в небо свои ярко-зеленые шапки, воспринимаются как символ спокойствия и силы.

Лес так и затягивает вас в свои дебри, хотя начинается все с полянки на окраине могучего леса. Но то ли августовский мох, то ли обмелевший ручей, вдруг юркнувший в чащу, или сам бор, что-то прячущий где-то внутри, все манит в лесную глубь и обещает удивительную тайну. Она там, за этими высоченными корабельными

соснами. А вот несколько сосен во ржи. Любимых шишкинских сосен. Здесь они другие, чем на картине «Корабельная роща».

Там они плечо к плечу, а теперь им прихо­дится в. одиночку принимать удары ветра. Одни — теряют ветви, другие — кроны. Но все равно они стоят уже много лет, мощные, стройные.

И хоть эта картина на­зывается «Рожь», по-моему, она все-таки о соснах. Глядя на любую из картин Шишкина, я словно слышу голос этого могучего художника: «Я нашел этот чудесный уголок природы — порадуйтесь и вы ему. Что может быть лучше леса, поля — таких, какими они есть. Их не надо приукраши­вать, они прекрасны сами по себе».

Прекрасны сами по себе. Март. Первые шаги весны.

На холсте снова обычный пейзаж: смешанный лес, снежная поляна, уголок дома с крылечком, лошадь, впря­женная в сани. Но вот вспыхивает весеннее, нестерпимо яркое солнце, и картина наполняется теплом, светом, обычные предметы облекаются в зыбкую оболочку. Эту нежную, туманную оболочку я чувствую на всех пейзажных полотнах Левита­на: о мартовском ли снеге, о весенних ли березках, о пышном ли «природы увяданье» . Это особая левитановская задушевность в восприятии природы, тонкий лиризм, очеловечивание природы. Великий русский художник умеет создавать не только правдивый образ природы, но и все то, что переживает человек, любуясь праздником осени или весны.

Мне действительно эти картины кажутся праздничными. В их красках звучат радостные, мажорные ме­лодии. Человека, как и на картинах Шишкина, на полотнах Левитана мы не ви­дим. Но он незримо присутствует.

Вот лошадка в ожидании хозяина, вот распах­нутая дверь и снятый с окна ставень. Все эти детали делают левитановский уголок мартовской природы уютным и обжитым. Вся широта и мощь русского пейзажа, так зримо представленная на картинах Шишкина, лишь угадывается за тонкими стволами «левитановских» берез.

Но есть у этих разных художников, по-моему, одна общая черта. Нет, не любовь к природе, а огромная влюбленность в нее. И поэтому самый бесхитростный мотив на их картинах вырастает до большого поэтического произведения.




Описание природы по картинам Шишкина и Левитана