Определите и прокомментируйте главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет»
Единение английской нации, духовный подъем, напряженность культурной жизни — при таких условиях на границе ХVI-ХVII ст. появилась в английской литературе величественная фигура Вильяма Шекспира. «Гамлет» — одна из известнейших трагедий великого драматурга. Исследователи творчества Шекспира утверждают, что в истории искусства нет другого примера такой стойкой и продолжительной популярности пьесы, как популярность «Гамлета». Почти триста лет эта трагедия живет на театральных сценах мира.
Секрет такой длинной заинтересованности
Морально-философские мотивы этой трагедии раскрываются через образ главного героя — Гамлета, принца датского. Почти три столетия зрители, читателе пьесы, исследователи стараются разгадать загадку этого характера: слабый он или сильный, покоряет обстоятельствам или действует согласно своим убеждениям. В начале прошлого столетия английский поэт Томас Элиот очень метко заметил: «Пьеса «Гамлет» — первоочередная проблема, а Гамлет как характер — только второстепенная».
Герой живет в произведении, как само
От этого закона отступает Гамлет. Он человек нового времени, гуманист, и жестокая месть противоречит его натуре. Вдобавок, чтобы воспринимать месть как акт, который имеет всемирное значение и восстанавливает всемирную гармонию, необходимо было мыслить по-старому, воспринимать себя частицей мирового целого.
Именно этого Гамлет и не ощущает. Он отчужден от мира, не верит, что один удар может что-то решить в мировой гармонии, что он своими силами может что-то изменить. Осознание своего отношения к миру наиболее тяжело дается герою. Именно этому и посвящена трагедия, а месть становится лишь одним из проявлений этой проблемы.
Итак, один из главных философских мотивов трагедии — это мотив отчужденности человека.
Мотив отчужденности развивается в течение всей трагедии, растет и, в конце концов, приводит к катастрофе. Если внимательно перечитать трагедию, то можно заметить довольно странную вещь: в произведении существуют будто два образа Гамлета. Первый — Гамлет действия, поступков. Второй — Гамлет монологов. Над первым еще сохраняется власть общепринятого: он действует так, как надлежит человеку его времени и общественного слоя, но до тех пор, пока дело не касается главного решения — отомстить.
Здесь Гамлет переходит к монологам. В монологах Гамлета поднимаются глубокие философские вопросы: кто такой человек, какой он — сильный или слабый, почему мир несовершенный, возможна ли победа добра в этом мире.
Раздумья Гамлета о назначении человека приобретают трагическую окраску. Зло, считает он, всесильное, и человек — весьма слабое существо, чтобы противостоять ему. События трагедии будто подтверждают эти соображения героя: без вины гибнет Офелия, а зло остается ненаказанным.
Герой переживает сложную борьбу между чувством обязанности и собственными убеждениями и приходит к печальному выводу: «весь мир — тюрьма», где нет места человеческим добродетелям, где каждый человек обречен на одиночество.
Вывод. В трагедии «Гамлет» Шекспир поднял сложные моральные и философские вопросы. Почему человек не может достичь счастья и гармонии, в чем смысл человеческого бытия, преодолимо ли зло — вот лишь основные философские проблемы, которые поднимает Шекспир в своей трагедии. Он не дает на них окончательного ответа, наверное, это и невозможно.
Но его вера в человека, в его возможности создавать добро, противостоять злу — путь к ответу на них.
Опорные слова: гуманистический взгляд на человека, борьба добра и зла, одиночество человека в мире, способность изменить мир на лучший, мотив отчуждения человека, мотив мести.
Определите и прокомментируйте главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет»