Основной конфликт «Преступления и наказания»

Эволюция взглядов Достоевского. Основной конфликт «Преступления и наказания»

Многие детали в произведениях Достоевского говорят о преемственности традиций Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. Достоевский высоко ценил творчество своих великих предшественников, следовал им в изображении жизни «маленького человека» крупным планом и с большой долей сострадания.

Но, несмотря на это, уже в первом романе Достоевского «Бедные люди» видно, что автор во многом новатор и его проза сильно отличается от пушкинской и гоголевской. В 1845 году,

когда Достоевский окончательно переписал роман, он прочитал его Д. В. Григоровичу, который сразу же передал рукопись Н. А. Некрасову, а тот, в свою очередь, передал «Бедных людей» В. Г.

Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Это говорит о том, что Некрасов сразу же разглядел гений и уникальность прозы Достоевского, потому как даже самая высококачественная подражательность не смогла бы вызвать такой серьезной некрасовской похвалы. Спустя некоторое время Достоевский стал настоящей звездой на литературном небосклоне Петербурга.

Роман «Бедные люди» сразу же показался критикам удивительным;

они отмечали нетипичность формы произведения. Форма и правда необыкновенна: во-первых, это эпистолярный роман, а во-вторых, произведение сказовое, так как все повествование ведется от лица человека из народа. Автор мастерски воспроизводит разговорную речь, на первый план выходит человек недворянского происхождения. При этом автор, как посредник, исчезает, и получается, что читатель видит все происходящее глазами человека из народа.

Это дает новый, неожиданный и очень сильный эффект.

Маленькие люди у Достоевского обладают очень высокой степенью самосознания, они способны рассказать о своей жизни, осмыслить ее. Например, в «Преступлении и наказании» читатель видит Мармеладова, который не только рассказывает о своей жизни, но и анализирует ее. Герои Достоевского не просто маленькие люди, чиновники, а своего рода философы и правдоискатели.

Далее Достоевский сделал еще один шаг, также вполне необычный. Это «Записки из подполья» — совершенно своеобразное произведение, где главный герой сам рассказывает о себе. Достоевского, помимо социальной проблематики, помимо сочувствия, интересуют такие глубины психики и души, которых раньше, кажется, никто не касался.

Достоевский впервые показал, что маленький человек может быть еще и страшен.

Развил он эту идею в своем следующем произведении — романе «Преступление и наказание».

Достоевский долго шел к созданию этого произведения: в юные годы увлекался идеями социализма, входил в кружок Петрашевского, где основными вопросами для обсуждения были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. За это в 1849 году он был сослан на каторгу и вернулся в Петербург лишь спустя десять лет, в 1859 году. В 1860-х начинается активная работа его как журналиста, как писателя. Во время каторги и последующих путешествий по Европе взгляды Достоевского эволюционировали: он формирует собственное видение пути социального развития России.

Достоевский был почвенником, то есть поддерживал такое течение русской общественной мысли, как почвенничество. Он считал, что интеллигенция отпала от народа, которому не нужны революционные идеи, считал, что на почве возвращения интеллигенции к народу и православию общество должно воссоединиться. Достоевский ужаснулся результатам французской буржуазно­демократической революции.

По его мнению, революция себя не оправдала, так как привела людей к капитализму. Достоевский считал, что Россия должна миновать капитализм и показать всему миру новый путь развития.

На этом фоне Достоевский создает роман особого типа. «Преступление и наказание» — произведение одновременно и социальное, и философское, и психологическое. Роман артикулирует целый комплекс актуальных социальных и философских проблем, а также демонстрирует особый психологизм и интерес к человеческой душе. Теоретик искусства М. М. Бахтин в своем труде «Проблемы творчества Достоевского», написанном в 1929 году, отмечал, что «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов, действительно, является основною особенностью романов Достоевского». Он также вводит понятие «полифонический роман» и говорит, что уникальность его заключается в том, что автор занимает определенную позицию и дает возможность каждому герою высказаться до конца, то есть он стоит как бы не над героями, а рядом с ними. Почти каждый герой Достоевского — идеолог, который представляет некую идею, и в романе происходит сталкивание не столько героев, сколько разных философских идей и взглядов на мир.

Вот так возникает роман-диалог, то есть полифонический роман, произведение, где сталкиваются равноправные идеи.

В центре романа «Преступление и наказание» находится теория Раскольникова и спор автора с нею. На страницах романа читатель видит все этапы мучений, которые эта теория дает самому Раскольникову.

В этой теории есть множество разных сторон: она формируется в условиях нищеты, замкнутости и направлена на освобождение людей от этих неравных социальных условий. Изначально теория — это протест против несправедливости устройства общества, но она в то же время разделяет людей на два сорта. Достоевский ведет спор с раскольниковской теорией, показывает, как меняется сам герой, как на него влияет его теория.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Основной конфликт «Преступления и наказания»