Основные черты раннего творчества М. Горького
1. Темы раннего творчества писателя. 2. Романтический герой. 3. Подвиг во имя людей. Меня называют бытовиком. Даже натуралистом.
Но какой же я бытовик? Я — романтик. М. Горький Рассматривая раннее творчество М. Горького, критики расходились во мнениях — одни утверждали, что творческий метод Горького — реализм, так как он придерживался натурализма в деталях, другие называли его метод романтизмом.
Было даже компромиссное название — «романтический реализм» или «неореализм». Сейчас принято называть характерной особенностью
Писателя всегда волновали вечные вопросы — о движущих силах истории, назначении человека и смысле жизни, соотношении личности и коллектива, веры и религии, свободы и необходимости, гуманизма и жестокости. Искоренить в мире злобу и насилие — вот какую цель ставил Горький. Возрождение романтизма в это время происходило не только в русской, но и в зарубежной литературе.
В книгах того времени
Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность — вместе с ним тоже будет развиваться, — вместе с ним из века в век. Верю в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа». По мнению Горького, разум и воля могут многое изменить в жизни. Романтическим обычно называют ранний период творчества Горького, когда были написаны «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике».
Эти произведения отличались большим многообразием жанров — Горький писал рассказы, легенды, сказки, поэмы. Все эти произведения объединяют характерные герои. Это не люди современности — Горький прибегает к форме легенд, преданий, песен, чтобы обозначить идеал человека, который до сих пор живет в памяти людей. Активные борцы за справедливость, красивые внешне и духовно, его свободолюбивые герои жаждут бури, подвига, они готовы бескорыстно посвятить людям всю свою жизнь или отдать ее ради счастливого будущего других поколений.
В рассказе «Макар Чудра» писатель обращается к самому воплощению свободы — цыганам, рисует гордого романтического героя, свободного от всего, неспособного на компромиссы с чувством собственного достоинства. Лойко Зобар напоминает сказочного добра молодца — красивого, удалого, мудрого, отважного. Его характерные черты — стремление к свободе, воле, гордость. Макар Чудра, который рассказывает легенду, тоже считает вольную цыганскую жизнь своим идеалом. Поэтому Лойко в итоге предпочитает смерть, нежели жизнь и любовь без свободы.
Красивых, смелых и сильных героев приводит к смерти конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Гибель героев в устах Макара Чудры воспринимается как торжество жизни и воли. Автор же показывает, что в его герое были зачатки борца, способного совершить подвиг во имя людей, но ему мешает гордыня. Герой рассказа «Старуха Изергиль», высокомерный гордец Ларра, сын женщины и орла, находит наказание в себе самом: «Пустите его, пусть он будет свободен.
Вот его наказание!» Вечное одиночество — вот к чему приводит гордость. Второй, о ком рассказывает старуха Изергиль — Данко. Как и Ларру, его можно назвать сверхчеловеком, но если Ларра совершает преступление в мире людей, то Данко, наоборот, подвиг. Он способен повести за собой окружающих, вселить в них надежду, веру. Этот романтический герой жаждет посвятить себя людям до такой степени, что вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить им путь, и умирает.
А сердце продолжает светить. Подвиг во имя людей — вот что должен совершить романтический герой, преодолевая даже их неверие. Данко любит соплеменников, поэтому и выводит их из мрака к свету, а вот они относятся к герою по-разному, начиная от неверия и заканчивая тем, что один «осторожный человек» тушит ногой его горячее сердце.
Старуха Изергиль считает, что «в жизни всегда есть место подвигам». Она сама не раз рисковала жизнью ради кого-то. Она не стала героиней, но каждый человек должен стремиться стать лучше.
Данко — это образ вождя, героя-одиночки, он готов. поделиться своим пламенным огнем души с другими, отдать свое сердце людям. Этот рассказ служил долгое время средством революционной пропаганды. В «Песне о Соколе» героическая личность — Сокол — сталкивается с миром обыденности, с обывателем Ужом.
В в произведении мы узнаем того же свободолюбивого романтического героя-борца, что и в рассказах. Сокол говорит о счастье битвы с врагом, о подвиге. Уж воплощает мещанские взгляды на жизнь: «- Ну что же — небо? — пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни. И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет»…». Горький воспевает «безумство храбрых», в котором и есть «мудрость жизни», говорит о том, что смерть Сокола не напрасна: «Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»
«Песня о Буревестнике» воспевает грядущую революцию. Буревестника автор называет «пророком победы», смелым, в чьем крике смешались «жажда бури, сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе». Черная молния, стрела, черный демон бури — вот он новый герой революции.
Горький стал создателем нового направления в русской литературе — социалистического реализма, который он называл «социалистическим романтизмом», и его истоки — в ранних произведениях писателя.
Основные черты раннего творчества М. Горького