Основные мотивы комедии «Горе от ума» Грибоедова А. С

Мотив — это элемент сюжета, неоднократно повторяющийся в повествовании. Развитие, взаимодействие «характеров, мелодий, мотивов» и составляет сюжет художественного произведения. Попробуем рассмотреть основные мотивы в комедии Грибоедова «Горе от ума». Как замечает Б. Голлер, вступительный мотив пьесы — это беспокойство. Беспокоится Лиза, беспокоится Фамусов, услышав трезвон и застав своего секретаря рядом с комнатой дочери.

Беспокойство заметно затем в поведении Софьи: она тревожится об упавшем с лошади Молчалине. Беспокойство

прослеживается и в поведении Чацкого: он озабочен уклончивыми ответами Софьи, ее похвалами Алексею Степановичу. Наконец, Фамусов обеспокоен устройством судьбы дочери: Тот нищий, этот франт-приятель; Отъявлен мотом, сорванцом; Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом! Затем гости Павла Афанасьевича «беспокоятся» о судьбе Чацкого.

Здесь мотив беспокойства сливается у Грибоедова с мотивом молвы.

Впервые мотив молвы возникает в речах Лизы, когда она советует влюбленной барышне быть осторожнее. «Грех не беда, молва не хороша», — уверенно заявляет Лиза. Мотив молвы реализуется и в

сплетнях, распускаемых о Чацком, в слухе о его безумии. Характерно, что каждый из гостей Фамусова выдвигает свою версию сумасшествия героя. Мотив молвы реализуется и в речах Фамусова, в его озабоченности «общественным мненьем». В финале пьесы, увидев ночное свидание дочери, он восклицает: «Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!» Другой близкий по смыслу мотив — мотив обмана.

Этот мотив в пьесе задается образом Софьи. Ему противоположен мотив истины, правды, связанный с образом Чацкого. Поиски истины определяют общественную позицию героя и его имидж влюбленного. Сквозным на протяжении всего действия комедии является мотив слепоты и прозрения.

В третьем явлении Софья выходит из комнаты со свечой, однако свеча здесь неуместна — уже рассвело. Свеча эта символизирует нравственную слепоту героини, ошибочность ее суждений, ее незнание. Софья как бы не видит очевидного, блуждая в темноте.

Характерно, что героиня в этой сцене тушит свечу — она не только не видит истинного положения дел, она как бы не желает ничего видеть, ей нравится ее состояние. Подтверждение тому мы находим в тексте комедии. Софья — единственная героиня, которую Чацкий не критикует. Более того, Чацкий влюблен в эту девушку и верен ей со времен юности.

Софья умна, независима, горда. Но самая яркая характеристика ее — любовь Чацкого, избранницей которого не могла стать пустая светская барышня. Безусловно, где-то в глубине души Софья догадывается об истинной натуре Молчалина. Недаром, когда Лиза ненароком упоминает о Софьиной тетушке, от которой сбежал француз, и та с досады поседела, у Софьи бессознательно вырывается: «Вот так же обо мне потом заговорят». Однако она последовательно «переиначивает» поведение Молчалина, находя достоинства там, где их нет.

Причиной этого, скорее всего, является романтичность и мечтательность Софьи, ее желание следовать в любви «сентиментальному идеалу».

Мотив слепоты возникает и в конце комедии. Застав Чацкого с Софьей, Фамусов требует немедленно подать свечей: «Сюда! за мной! скорей! скорей! Свечей побольше, фонарей!» Считая себя жертвой заговора и обмана, Фамусов в финале заявляет, что «глупость» на него и «слепота напала». В финале комедии свеча уже уместна по отношению к Софье и Чацкому — она проливает свет на истинную суть событий, открывает этим героям глаза. Однако интересно отметить, что в этой сцене требует света именно Фамусов, который введен в заблуждение, считая, что Софья тайно встречается с Чацким.

Несмотря на обилие свечей и фонарей, Фамусов все так же «слеп». Таким образом, мотив слепоты здесь сохраняет свое первоначальное значение. С этим мотивом тесно связан и мотив глухоты. Как замечает С. А. Фомичев, Грибоедов использует здесь народный фарсовый прием — разговор с глухим. Уже в первом явлении Лиза, не сумев достучаться к Софье Павловне, вопрошает: «Вы глухи? — Алексей Степаныч!

Сударыня!.. — И страх их не берет!» Фамусов затыкает уши, не желая слушать «вольностей» Чацкого, то есть по собственному желанию становится «глухим». На балу графине-бабушке «уши залошило», она же замечает, что «глухота — большой порок». На балу же присутствует князь Тугоуховский, который «ничего не слышит». Один из гостей, Репетилов, затыкает себе уши, будучи не в силах вынести хоровую декламацию княжон Тугоуховских о безумии Чацкого. Глухота действующих лиц здесь весьма символична.

Фамусовское общество «глухо» к «прокламированиям» Чацкого, не понимает его, не желает слушать. Все время нарастающий в комедии мотив глухоты подчеркивает консерватизм московского общества, неприятие им новых веяний, нежелание каких-либо изменений. Мотив этот усиливает противоречия между главным героем и окружающим его миром.

Другой сквозной мотив комедии — мотив падения. Он реализуется в сюжете пьесы весьма разнообразно. Воротясь из дальних странствий, Чацкий падает к ногам Софьи: «Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног!» Поучая Чацкого, Фамусов рассказывает о своем дяде, Максиме Петровиче, который неоднократно надает на светском рауте, потешая всех присутствующих и зарабатывая таким образом «почет» и известность в свете.

В 7-м явлении Молчалин падает с лошади. И сцена эта как бы предваряет моральное падение героя в финале пьесы. Мотив падения реализуется и в сплетнях о Чацком. Падение здесь — это не что иное, как «горе от ума», это резкое падение имиджа героя в глазах фамусовского общества. О безумии как о «падении» говорит и старуха Хлестова: «В его лета с ума спрыгнул!» Таким образом, мотив падения в комедии весьма многогранен.

Падение — это падение нравов московского общества, с радостью объявляющего Чацкого сумасшедшим. Падение — ото низкопоклонство, чинопочитание, заискивание перед богатыми, влиятельными людьми, принятое в фамусовском обществе. Это и откровенная низость, пример которой — поведение Молчалина.

Это и крушение идеала, открытие истины. Эту драму переживают в пьесе два героя — Чацкий и Софья. Чацкий, узнав всю правду о Софье, о распускаемых ею сплетнях, «отрезвился сполна».

Точно так же рухнули мечты Софьи о ее счастье с Молчалиным. В какой-то степени пелена спала и с глаз Фамусова, считавшего свою дочь образцом добродетели. В последней сцене мотив падения сливается с мотивом слепоты и прозрения. Наконец, падение в комедии — это еще и понижение в должности, ухудшение положения героя. В этом смысле мы можем говорить о падении Лизы, которую Фамусов отправляет в деревню — «ходить за птицей», о падении Молчалина, в одночасье лишившегося своей должности.

С образом Чацкого связаны и два противоположных мотива — мотив отчего дома и мотив дороги, странствий. Воротясь из дальних странствий, он всего лишь один день проводит в доме, где прошло его детство. А далее вновь герой идет искать себе «приют»: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Таким образом, в комедии «Горе от ума» звучит многоголосье самых разнообразных мотивов. Некоторые из них постепенно нарастают в ходе сюжетного действия, звучание других, напротив, приглушается в процессе сюжетного действия и они, наконец, переходят в противоположные.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Основные мотивы комедии «Горе от ума» Грибоедова А. С