ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А. АХМАТОВОЙ

Пусть когда-нибудь имя мое прочитают в учебниках дети. А. Ахматова. Чем живет человек? Наверно, любовью.

Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучше. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила длинную жизнь, человеческая и творческое. Эта замечательная талантливая женщина донесла к нам литературные достижения своей эпохи, которая явилась на сечении двух столетий.

Поэтому поэтесса вобрала в свое творчество и развила достояние и своих предшественников, и своих современников.

И нынешнее поколение захватывается творчеством Анны Ахматовой, ее стихи дошли к сердцу каждого читателя.

«Есть три эпохи в воспоминаниях»,- сказала Ахматова в одном из стихов. Возможно, это случайность, но и судьба ее тоже распределяется на три периода. Первый — юный, начальный обозначился «Вечером», «Белой стаей» — произведениями, такими близкими к достояниям поэтической классики XIX столетия. Поэзия А. Ахматовой возникшая в лоне так называемого «серебряного возраста». Во время выхода печатью ее первого поэтического сборника, автор оказался среди больших и ярких поэтов, среди которых

были Брюсов и Бальмонт, Белый и Гумилев и Иванов, а со временем — Маяковский, Мандельштам, Цвєтаеваа и Есенин.

Она черпала из достояний «серебряного возраста» чрезвычайную словесную культуру и дух новаторства. Лирика Ахматовой этого периода — это лирика любви. Но тема любви в ее произведениях значительно глибша и значиміша за традиционные представления, ведь не слабостью личности обозначенная она, а чрезвычайной силой воли.

Ее лирическая душа выступает мятежной и независимой, а не придавленной и покорной. Поэтому тень внутреннего благородства обозначается даже на страданиях. Чувство поэтессы обращены к разным героям, слитым в единый образ большой настоящей любви, не временного и мгновенного, а всеобъемлющего и внутренне необходимого.

Ты, росой окропляющий травы, Вестью душу мою оживи, Не для страсти, не для забавы, Для великой земной любви. …

Есть еще одна неповторимая черта интимной лирики Ахматовой этого периода — устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась на лирического героя. И вдобавок интимная лирика вобрала и черты гражданской поэзии. Наиболее популярным в годы Первой мировой войны стал стих «Утеха».

Вестей вот него не получишь больше, Не услышишь ты о нем. В объятой пожарами скорбной Польше Не найдешь могилы его…

Ее основные поэтические ощущения тех лет — ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. Вся дореволюционная лирика Анны Ахматовой отбивала драматическую эпоху противоречий. И потому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание — к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом.

Но не пытайся для себя хранить Тебя дарованное небами: Осуждены — и это знаем сами Мы расточать, а не копить. Иди один и исцеляй слепых, Чтобы узнать в тяжелый время сомненья Учеников злорадное глумленье И равнодушие толпы. …

Стих «Мне голос был». Он звал утешно…» — один из ярчайший произведений революционного периода. Ведь здесь страстно и понятно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мучениям, ошибалась, колебалась, искала, не находила, но делала свой выбор: осталась вместе со своей страной и своим народом. Второй период творчества, который припал на послереволюционный голод, разруху, когда старая жизнь разрушилась, а новое только началось, Анна Ахматова благословила вечную и новую мудрость жизни. В стихах сборника «Подорожник» так много светлых и радостных строк, который начинаешь понимать: поиски нового и целостного поэтесса завершает через гражданские и философские раздумья.

Даже интимная лирика этого периода приобрела более духовный характер. А драматические тридцатые года исполнились ощущением новой трагедии — мировой войны. Ту тсостоялся бушующий всплеск ее творчества и вылился у изобличение двух больших трагедий — Второй мировой войны и войны преступной власти со своим народом. Но личное горе не разъединило ее с собственным народом в года Большой Отечественной.

Период эвакуации был глубоко философским. Конец войны исполнился солнечной радостью и подъемом.

Поздняя поэзия стала поэзией переосмысления и прощание с прошлым. Развитие поэзии в течение всей жизни автора проходил на подпочве отечественной культуры. Титулованная когда-то званием «Сафо ХХ столетие», Анна Ахматова вписала в Книгу Любови новые страницы, отмеченные глубочайшим психологизмом и меткостью.

Поэзия Ахматовой — неотъемлемая часть современной русской и мировой культуры.




ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А. АХМАТОВОЙ