Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева
Наверное, нет человека, который, прочитав хоть однажды стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом мире. Только Тютчев может уравнять «нежную улыбку увядания» со «стыдливостью страдания» разумного существа, дождевые капли с человеческими слезами. Лирика Тютчева разнообразна и неповторима, но вся она проникнута философским
Природа в лирике Тютчева жива и неповторима, она имеет свои образы. Весна — время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. На эту тему написаны стихи «Весенняя Гроза «, «Весенние воды».
Весна всегда чистая и прекрасная.
Весенней негой утомлен,
Я впал в невольное забвенье.
Не знаю, длинный сон,
Но странным было пробуждение
Осень — время покоя, время ухода и прощания, время размышлений:
Есть в светлости осенних вечеров
Трогательная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота
Багровых листьев томный, легкий шелест…
Недаром именно осенью Тютчев пишет свое знаменитое стихотворение «Умом Россию не понять…». Весна у Тютчева — это не только настоящее. Она имеет длину: бегут весенние воды, проясняются небеса. Муза весны напрямую связана с будущим.
Осень наполнена пустотой и земным мотивом. Осень — это вечность. Природа у Тютчева всегда прекрасна.
Поэт удивляется ею, прислушивается к ее звукам и пытается понять и постичь все ее душевные тайны. И тогда можно почувствовать слияние человека и природы. Как и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая величие души в природе он подобным образом видел ее и в России. Тютчев считает, что Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество.
Поэт не только любил Россию, он верил в нее: «… в Россию можно только верить». Вера в Россию была сознательно выработанным убеждением. В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась прежде необходимостью «государства целостность соблюсти», для того чтобы: «Славян родные поколения под флаг российский собрать…». Тютчев считал, что Россия должна придерживаться единства, основанного на духовных началах. Судьба России зависит не от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного в ней самой.
Условием для выполнения ее космической миссии является внутренняя победа добра над злом. Тютчев — современник Пушкина, но взгляды этих двух поэтов на поэзию совершенно разные. В поэзии Пушкина преобладают эмоции, чувства, впечатления.
Тютчев же постигает начала и основы бытия, философские начала мира. Но тютчевская поэзия имеет религиозный характер, корни которого исходят из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них.
Тютчев не только стремится познать бытие, он одновременно отвечает на его вопросы. Бытие для Тютчева — это вечность, Бог и этот Бог наблюдает за нами, его глаза — звезды, его сила велика: «Он милосердный, всемогущий, Он согревает своим лучом. Пышными цветами на воздухе цветущие, И чистая жемчужина На дне морском.
Поэзия — это не просто чистая философия.
У нее есть свои образы и категории. Эти категории Тютчев рисует в виде символов, знаков: «Есть близнецы — для земнородных Два божества — это Смерть и Сон, Как брат с сестрой странно подобные». Философские начала связаны с христианскими мотивами в лирике.
Эти христианские начала часто выливаются в любовь к Богу: «Все отнял у меня Бог… Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему еще молиться мог». Этот стих написан под впечатлением любви к Денисьевой. Прекрасным стихотворением о христианском мотиве является «И в Божьем мире то же бывает…». Оно проникнуто светлой надеждой.
Именно «в Божьем мире» Тютчев находит успокоение. Он ищет и находит свой путь к Богу. Уже говорилось, что Тютчев мыслит образами. Это как земное, нам понятны образы и образ Вечности — хаос. Тютчев представляет хаос как землю и противопоставляет ее небу, космосу.
Образ хаоса проявляется в виде тьмы, океана, души, бездны ночи. Критик Лаврецкий откликнулся на образ тютчевского хаоса: «Хаос, по Тютчеву, бесформенные и безличные, темные, слепые, неорганизованные и зыбкие, как библейские воды, в которых кипит глупая основа Мира. Из этой грубой ткани творится риза Богов, красочный, разнообразный мир формы… «.
Мотив хаоса присутствует в стихотворении «Последний катаклизм». В стихотворении «Безумие» хаос способен принимать различную форму, в стихотворении «29-е января» он выражается «в преждевременной тьме». Хаос может принимать форму моря: «И бунтует и клокочет, хлещет, свищет и ревет». При этом Тютчев противопоставляет хаос — море состояния покоя, где покой — утес:
Волн бешеных прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, Бьет в утес береговой,
Но, спокойный и гордый…
Во всех этих стихах хаос подразумевается. В стихотворении «Сон на море» поэт называет его своим именем: «… Я в хаосе звуков лежал потрясенный, Но над хаосом звуков носился мой сон…». О Тютчеве как о поэте мы не будем иметь полное впечатление, если не скажем еще об одной теме его творчества — теме любви. Любовь Тютчева — это не чувства, переживания или состояние души.
Любовь показана во взаимосвязи с космосом и хаосом. В стихотворении «Предопределения» Тютчев говорит о любви как о «поединке роковом». Любовь бывает разная: взаимной и безответной. И не всегда любовь приносит радость и счастье. Бывает как раз наоборот.
Самоубийство и Любовь здесь такие же образы, как Смерть и Сон: «И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь!». Говоря о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно выделить какие-то самостоятельные темы и любовь, и поэзия, и философия — все слито воедино и существует в неразрывном виде. Среди стихотворений о любви выделяются те, в которых отражена любовь самого поэта к Денисьевой. Один из таких автобиографических стихов — «Как убийственно мы любим…».
Поэт как бы подводит итог всей любви: это великое чувство, но оно, увы, не вечно. Любовь нужно беречь и охранять, иначе она погибнет. Тютчевская поэзия — это сильный порыв к истине, душевное человеческое стремление, состояние души самого поэта.
Она прекрасна и незабываема.
Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева