Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности. Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин»- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.

Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные

Тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся

Дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым

искусством».

Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства

Превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству

Необратимой потери человеческих и творческих ценностей и

Далее к угрюмому озлоблению. Движение чувств у

Гражданина: от требования «громить» пороки смело, «обличать зло» к

Пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской

Позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный

Поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в

Общественной жиэни. Скорее всего

Речь

идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре

Нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в

Жизни общества настолько значительна, что требует от него

Не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу 19 века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего,

Истерзанного, угнетенного народа

. Муза Некрасова не только сочувствует,

Она протестует и зовет к борьбе.

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира-

Чему достойнее могла служить бы лира?…

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал

Его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил

Всех тех, кто страдал от насилья».

Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни.

Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой

Напевностью, повторами, присущими народной песни.

В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую » заглядеться

Не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В

Настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко

Тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-

Крестьянки:

«будет бить тебя муж-привередник и свекровь втри погибели гнуть». Конец

Стихотворения полон грусти

. Тройка-

Образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка

Почтовая»), это всегда образ свободы, воли,

Символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит

Мотив: счастье — это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки».

В стихотворение «Размышление у парадного подъезда» преобладает эпическое

Начало: обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-

Просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными,

Индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый

Поэтический образ: «деревенские люди» , «армячишко худой на плечах», «крест

На шее и

Кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское

Обращение к «владельу роскошных палат», которое звучит то взволнованно-

Патетически, то скорбно и

Гневно, то

Зло

И иронично.

В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино.

История мужиков получает конкретное завершение («За заставой, в харчевне

Убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…») .

Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится

Определенного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая

«покоянная лирика»-

«Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя». Именно

Некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического

Разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует

Высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро…Жалкое наследство,

О родина, оставлю я тебе…

Особое место в «покоянной лирике» занимает тема нравственного идеала, в

Поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в

Себе боль о человеке, боль о России ( «На смерть Шевченко», «Памяти

Добролюбова», «Пророк»). Народный заступник — страдалец, идущий на жертву.

Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые

Проносятся «звездой падучей»,

Но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников»

Проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, но жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

По — новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел

Вниманием ту «прозу»,

Которая «в любви неизбежна». В его стихах появился образ независимой

Героини, подчас своенравной и неприступной.

Отношения между любящими стали в лирике Некрасова

Более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои

Часто не понимают друг друга,

И это непонимание омрачает их любовь.

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье, взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и

В то же время безудержная жажда счастья — вот отличительные черты поэзии

Некрасова.




Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова