Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова
Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности. Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин»- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.
Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные
Тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся
Дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства
Превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству
Необратимой потери человеческих и творческих ценностей и
Далее к угрюмому озлоблению. Движение чувств у
Гражданина: от требования «громить» пороки смело, «обличать зло» к
Пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской
Позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный
Поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в
Общественной жиэни. Скорее всего
Речь
Нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в
Жизни общества настолько значительна, что требует от него
Не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу 19 века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего,
Истерзанного, угнетенного народа
. Муза Некрасова не только сочувствует,
Она протестует и зовет к борьбе.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира-
Чему достойнее могла служить бы лира?…
Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал
Его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил
Всех тех, кто страдал от насилья».
Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни.
Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой
Напевностью, повторами, присущими народной песни.
В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую » заглядеться
Не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В
Настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко
Тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-
Крестьянки:
«будет бить тебя муж-привередник и свекровь втри погибели гнуть». Конец
Стихотворения полон грусти
. Тройка-
Образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка
Почтовая»), это всегда образ свободы, воли,
Символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит
Мотив: счастье — это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки».
В стихотворение «Размышление у парадного подъезда» преобладает эпическое
Начало: обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-
Просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными,
Индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый
Поэтический образ: «деревенские люди» , «армячишко худой на плечах», «крест
На шее и
Кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское
Обращение к «владельу роскошных палат», которое звучит то взволнованно-
Патетически, то скорбно и
Гневно, то
Зло
И иронично.
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино.
История мужиков получает конкретное завершение («За заставой, в харчевне
Убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…») .
Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится
Определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая
«покоянная лирика»-
«Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя». Именно
Некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического
Разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует
Высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро…Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе…
Особое место в «покоянной лирике» занимает тема нравственного идеала, в
Поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в
Себе боль о человеке, боль о России ( «На смерть Шевченко», «Памяти
Добролюбова», «Пророк»). Народный заступник — страдалец, идущий на жертву.
Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые
Проносятся «звездой падучей»,
Но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников»
Проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, но жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
По — новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел
Вниманием ту «прозу»,
Которая «в любви неизбежна». В его стихах появился образ независимой
Героини, подчас своенравной и неприступной.
Отношения между любящими стали в лирике Некрасова
Более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои
Часто не понимают друг друга,
И это непонимание омрачает их любовь.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье, взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и
В то же время безудержная жажда счастья — вот отличительные черты поэзии
Некрасова.
Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова