Основные темы раннего творчества В. В. Маяковского

Дореволюционное творчество поэта — это лирические и сатирические стихотворения, поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», трагедия «Владимир Маяковский». Основные темы этого периода — мир большого города ; война и мир ; поэт и толпа ; любовь, Некоторые современные литературоведы называют раннего Маяковского «поэтом обиды и жалобы» . Карабчиевский), другие видят в нем страдающего поэта, большинство отмечают тоску невостребованной любви. Лирический герой Маяковского — бунтарь,

который постоянно конфликтует с окружающим миром.

В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» раскрывается важная для всего творчества Маяковского тема поэта и толпы. В оркестре происходит ссора: «Оркестр чужо смотрел, как / выплакивалась скрипка…» «Чужо смотрел» на скрипку весь оркестр и только поэт, который почувствовал духовную близость, похожесть, «шатаясь полез через ноты, / сгибающиеся под ужасом пюпитры, / зачем-то крикнул: / «Боже!», / Бросился на деревянную шею: / «Знаете что, скрипка? / Мы ужасно похожи: / Я вот тоже / ору -/ а доказать ничего не умею!»» Поэта не задевают насмешки оркестрантов,

он находит родную душу и делает скрипке «предложение»: «Знаете что, скрипка? / Давайте — / будем жить вместе! / А?» Это стихотворение — диалог с «толпой», в котором Маяковский все время говорит о существовании двух разных систем ценностей: материальной и духовной. Приверженцы материальной стороны жизни, «посредственности», вызывают гневные упреки поэта.

Утверждение исключительности своего «я», страдающего в мире пошлости, — это вызов, брошенный миру грубых и недалеких людей.

В ранних стихах Маяковского много декларативного, преувеличенного показа своей значимости. И вместе с тем в его поэзии острое ощущение одиночества, своей ненужности в современном мире:

Пройду,

Любовищу мою волоча.

В какой ночй,

Бредовой,

Недужной,

Какими Голиафами я зачат —

Такой большой

И такой ненужный?

Себе, любимому, посвящает эти строки автор,

Лирика Маяковского — это городская лирика XX века. Природа как мир гармонии и красоты, убежище для измученнои души, просто источник эстетического удовольствия, в его стихах практически отсутствует. «Адище города» — единственная среда, в которой его лирический герой может существовать. Он ищет красоту и гармонию, но вокруг себя, в городской суете. Эти поиски перекликаются с темой трагического одиночества поэта в мнре «мещан». Поэт беседует с тем, что его окружает: домами, улицами, трамваями, скрипкой.

Все вещи в его поэзии двигаются, говорят, дышат, страдают, сочувствуют: «корчится улица безъязыкая», «смеялся Кузнецкий». Поэт, отринутый миром тех, кто не может увидеть красоту в том, что нельзя «съесть, выпить или продать», находит других собеседников.

Город Маяковского населен не только враждебными людьми, в нем живут несчастные и обездоленные, защитником которых он себя ощущает. Причем Маяковский пишет о социальном «дне» жизни, в его стихотворениях появляются «бульварные проститутки», «сифилитики», «сбитый старикашка». Поэт «кричит» о них, считая свою поэзию их голосом, и высшее свое предназначение видит в служении «униженным и оскорбленным»:

И Бог заплачет над моею книжкой!

Не слова — судороги, слипшиеся комом;

И побежит по небу с моими стихами под мышкой

И будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

А все-таки,

Лирический герой поэзии Маяковского — защитник всего мира от «стоглавой вши», и поэтому он поднят до невероятных высот, равен Богу, Луне — «любовнице рыжеволосой». Но это же обрекает его на постоянное, гибельное одиночество. Он испытывает боль и страдание, источником которых является и любовь,

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Послушайте!

В вопросах — философские размышления о смысле жизни, о любви. Почему они возникли у поэта? Возможно, потому, что для обывателя звезды всего лишь «плевочки».

Но есть люди, для которых они — «жемчужины». Вот для этих немногих и «врывается к Богу» лирический герой. Ведь звезды нужны для того, чтобы кому-то было «не страшно»: «Значит — это необходимо, / чтобы каждый вечер / над крышами / загоралась хоть одна звезда?!» Обратите внимание на знаки препинания в конце стихотворения, выражающие риторический вопрос, уверенность поэта в правильной разгадке смысла существования.

Любовная лирика Маяковского приоткрывает нам ранимую, нежную душу поэта. Лиле Брик, своей поэтической музе, он посвятил большую часть стихотворений о любви. Эта любовь трагична. «Лиличка!» : «…любовь моя — / тяжкая гиря ведь — / висит на тебе, / куда ни бежала б».

Но «Кроме любви твоей, / мне / нету моря», «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца…».

О лирике Маяковского очень чутко отозвался Б. Пастернак: «Я очень люблю раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания ее серьезность, тяжелая, грозная, жалующаяся, была так необычна. Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь».




Основные темы раннего творчества В. В. Маяковского