Основные темы творчества Апдайка

Джон Апдайк. Американский прозаик, поэт, эссеист и драматург, Джон Апдайк принадлежит к тому послевоенному поколению писателей США, которые пришли в литературу, имея университетские дипломы и солидную филологическую подготовку. Объект его изображения — жизнь интеллигенции, хорошо ему знакомого «среднего класса». Начиная с первых произведений, для Апдайка стали типичными мотивы медленного, но необратимого измельчания личности, упадка и оскудения ее духовного потенциала, кризиса веры, подменяемой безразличием или нигилизмом.

Чаще

всего эти мотивы соотносятся в его творчестве с изображением судеб обывателей, добившихся материального благоденствия, однако преследуемых смутным ощущением бесцельности своей внешне обустроенной жизни и стремящихся разнообразить пустоту бесцветной будничности посредством всевозможных суррогатов интенсивного, яркого существования. Сочетание ярких сатирических красок с ностальгической тональностью, которую создает нескрываемое сочувствие автора своим персонажам, помогло Апдайку создать многогранную картину жизни «среднего американца» 1950-70-х годов.

«Кролик, беги».

Социальный фон в романе

— Америка конца 50-х. Это пока еще страна, не знавшая ни сформировавшегося «массового общества», ни бунтующей молодежи, ни «сексуальной революции». Герой романа — «средний американец», 26-летний Гарри Энгстром по прозвищу Кролик, специалист по рекламе кухонных принадлежностей. Когда-то Кролик Энгстром был классным спортсменом, «звездой» школьного баскетбола.

Теперь подвиги его юности забыты, и он чувствует себя застрявшим на обочине.

Кролик — характерный социальный тип, рожденный «напуганными пятидесятыми», — значительное художественное открытие писателя. Отец семейства, Кролик испытывает смутное недовольство своим бытом и иногда отправляется в «бега». Быт — это семья.

Здесь все не складывается. Жена оказывается неряхой, неумехой, она пьет, хоть и должен родиться ребенок. Все это невыносимо для Гарри. Ему хочется бежать. Роман начинается с этого движения: бежать.

Садится в машину и едет прочь. Вынести этот быт, скуку невозможно. Знание цели своих поступков недоступно Энгстрому.

Его первая вылазка кажется и вовсе иррациональной.

В голове у Кролика лишь одно желание — добраться до теплого Мексиканского залива, а там видно будет. Только по возвращении домой в его сознании возникает более или менее определенное объяснение его тяги к «побегам». Вся прошлая тусклая жизнь благонамеренного обывателя представляется ему суммой примитивных рефлексов, узором, составленным поверхностными царапинами, не проникающими в сущность бытия. . Он хочет счастья, радости, не может просто отдать себя в жертву. В нем есть еще естественный эгоизм жизни, жажда радости, любви.

Кроме того, весь быт тяжек, угнетает. Вся жизнь — жертвоприношение. От этого хочется убежать. Но тут происходит несчастье: пьяная жена утопила ребенка в ванне, когда купала. И тут он должен вернуться, возвращается в семью.

Наконец, он делает следующий шаг. Возвращение в ней: есть еще и родственники, которые плохо к нему относятся, опять быт, все совершенно невыносимо. Он опять бежит.

Уже без машины.

Он бежит, и ему кажется, что он бежит по лицам». Земля — лица, которые он топчет. Он ощущает свое существование как то, что мучает другого. Он не может от этого никогда избавиться. Он хочет счастья, радости.

Он между эгоизмом и альтруизмом, и ни одно начало не может здесь взять верх. Центр — нравственная драма человека. Драма человеческой личности, человеческого бытия вообще: жизнь требует самопожертвования.

Герой бывает жутко самоэгоистичен, но тут же отступает. Это еще и столконовение физического и духовного в человеке, нравственного и безнравственного. Силы мучают человека с двух сторон.

Жизнь человека — круг, движение от одного начала к другому. Бегство Кролика похоже на движение по кругу без надежды выбраться за барьер, воздвигнутый реальными обстоятельствами. В финале «бунт» героя все же завершается возвращением героя в лоно семьи.

Возвращая своего героя к реальности, Апдайк указывает на тщетность романтизированных иллюзий.




Основные темы творчества Апдайка