Основные темы в поэзии У. Уитмена

В сборнике стихов «Листья травы» идеи об очищающей человека близости к природе приняли космический характер. Любой человек и любая вещь восприняты священными на фоне бесконечной во времени и пространстве эволюции Вселенной. Чувство родства со всеми людьми и всеми явлениями мира выражено посредством преображения лирического героя в других людей и неодушевленные предметы.

Новатор свободного стиха. Как журналист, выступал против расизма, защищал ремесленников и фермеров. «Листья травы» оставалась единым поэтическим произведением,

в котором содержится многогранный и целостный образ Америки, где восторжествовала идея демократии. Появляется свободный стих, новаторская стиховая система — заслуга Уитмена.

«Сын Манхеттена» — «Песня о себе», входившая уже в первое издание «Листьев травы» , содержит автопортрет человека, ощущающего в себе душевные безмерные силы и наделенного непоколебимым жизнелюбием, которое органично сочетается с верой в прекрасное настоящее и великое будущее своей страны. Уитмен стремился говорить от имени миллионов своих соотечественников. Понятия «масса», «народ», «демократия» для

него синонимичны.

Уитмен усвоил философию своего соотечественника Эмерсона, который предполагал, что у человека есть «сверхдуша», которая более значительна, чем божественное начало. Другим важным источником идей, поэтически воплотившихся в «Листьях травы», были концепции утопического социализма и понимание истории. Уитмен восславляет единство бытия и равноправие всех его форм.

Трава, незаметная, но неистребимая, как сама жизнь, оказывается метафорой, наиболее точно передающей пафос его поэзии. Др. стихотворения автора «Большая дорога», «Неоцененный новатор», «Большая дорога».

«Листья травы» идейно-художественное credo У., создавалась в эпоху чрезвычайно бурную и богатую социальными сдвигами. Она была поэтической прелюдией к гражданской войне Севера и Юга, которая расчищала пути капиталистического развития.

Творчество У. отражает небывалый прогресс технического могущества буржуазии, ее овладение силами природы и, вместе с тем, иллюзии американской демократии. У. по существу считает американскую действительность подлинно демократической.

Реализм его поэзии не исключает глубокой внутренней противоречивости его мировоззрения. У. сам не знает, куда ему звать человечество: в большие города из камня и железа или в уединение природы.

Он воспевает силы природы, переходит к прославлению трудового общения с космосом, поэтическому материализму. Мы встречаем у него попытки создания новой религии. В стихах У. переплетаются индивидуализм и коллективизм, демократизм и мистика.

У. воспевает материальность человеческого бытия, но реализм его переходит в фетишизм вещей, стихи У. превращаются иногда в каталоги, в перечень вещей, собранных со всех уголков мира.

У. создает образ огромного многоликого города с его многоэтажными зданиями и шумным движением человеческих толп. Героем У. является прежде всего он сам, но он не индивидуализирует своего облика, в его поэзии мало подлинно субъективной лирики, ибо в себе он изображает среднего американца, помноженного на миллионы. Слияние с коллективом «простых личностей», слияние с живой природой, вера в неустанный прогресс человеческой мысли определили полнокровный оптимизм поэзии У. Стиль поэзии У. — чрезвычайно своеобразный, новаторский.

Он резко противопоставляет себя старой аристократически-барской лит-ре. У. создает новый, свободный ритм стиха, без рифмы, ритм, одинаково удаленный и от обычного размеренного, разделенного на строфы, рифмованного стиха и от беспорядочной ритмики разговорной речи. Это не камерная лирика, не углубление в переживания одинокого «я», а речь, обращенная ко многим. У. отбрасывает каноны и традиции старой поэзии.

Он не признает обычной поэтической лексики, предпочитая язык масс.




Основные темы в поэзии У. Уитмена