ОСНОВЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Общее свойство поэтической речи — наличие ритма. Ритм характерен для поэтической речи любого языка и времени. При этом фонетические особенности языка, культурно-историческая и литературная традиции формировали системы стихосложения.
В основе любой системы стихосложения лежит метр — определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. В русской поэзии раньше всего сложилась тоническая система. Она развилась в устном народном творчестве и основывалась на наличии в русском языке ударных и безударных
В основе тонического стихосложения лежит принцип равного количества ударений в строке. Такой тип стихосложения использовался в былинах, песнях.
В славном в Нове-граде
Как был Садко — купец, богатый гость
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты,
По пирам ходил — играл Садко.
Позже в литературе XIX в. тонический стих стал использоваться в произведениях, стилизованных под народные формы. В традициях народного творчества создана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова:
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! 4 ударных слога
Про тебя нашу песню сложили мы, 3 ударных слога
Про твово любимого опричника, 3 ударных слога
Да про смелого купца, про Калашникова. 3 ударных слога
Дайджест:
- Реформа стихосложения Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел. Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году... ...
- Особенности поэтической речи и стихосложения Стих — строка в стихотворном произведении. Строфа — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика — от 2-х... ...
- Систематизация размеров стихосложения в трудах Тредиаковского Обычно поэзия тяготеет к гармонии и красоте, это естественно. Но время от времени появляются поэты, которые стремятся создать намеренно затрудненную стихотворную речь, усложненные образы, остановить внимание читателя странностью поэтического мира.... ...
- Каковы романтические мотивы «Песни про купца Калашникова» Лермонтова? Каковы романтические мотивы «Песни… про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова? В своем сочинении отметьте, что в русской литературе XIX века романтизм как художественный метод и литературное направление получил развитие в... ...
- Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова» Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории и находил в ней ярких героев, величие духа, героизм поступков. В русской истории поэт искал героев, которые... ...
- Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа «Песня про купца Калашникова» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году — в год написания «Бородино». Она является результатом большой предварительной работы: тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с... ...
- Достижения Ломоносова Гордостью русской науки и литературы был Михаил Васильевич Ломоносов. Ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки — физике, химии, математике, механике, он сыграл большую роль в развитии русской культуры и... ...
- Ритмика произведений маяковского «Рассказ», «разговор» — характерные для Маяковского жанры, передающие ориентацию на прямое общение, на устную речь, в том числе на речь не только автора, но и героя-рассказ — чика. Если же... ...
- Краткая история Русского языка в датах. История Русского языка Краткая история Русского языка в датах. История Русского языка кратко Русский язык — один из наиболее распространенных языков в мире, пятый по общей численности говорящих на нем. Более того, он... ...
- Садко-купец, богатый гость. С чего начинаются события, описанные в былине? Садко-купец, богатый гость. С чего начинаются события, описанные в былине? Садко-купец, богатый гость 1. С чего начинаются события, описанные в былине? Былина начинается с описания спора Садко с новгородскими купцами... ...
- Психолого-педагогические основы процесса общения В результате проведенного исследования сделаны выводы: для того чтобы добиваться поставленных целей в беседе, в общении в процессе ведения переговоров необходимо знание всех достоинств и недостатков различных типов собеседников. Каждый... ...
- О судьбе русского языка Немного смелых фантазий о судьбе русского языка Как следует из всего сказанного, лексика является см мой изменчивой частью языковой системы. С грамматикон и фонетикой куда сложно Языки легко заимствуют иноязычные... ...
- Эстетические основы возникновения акмеизма Многие образцы поэтической продукции «Цеха поэтов» представляли собой почти центоны, составленные из строк участников содружества. Чтобы убедиться в этом, разберем здесь две начальные строфы стихотворения «Свершение» , написанного членом «Цеха»... ...
- Роль кулачного боя в развитии сюжета по произведению Песня про удалого купца Калашникова На уроках литературы мы познакомились с произведением Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Самым интересным и важным эпизодом в песне является сцена... ...
- Исторические основы поэмы Т. Шевченна «Гамалия» Тарас Шевченко — выдающийся певец казачества. Значение творчества Шевченко в украинской литературе. Разнообразие тем произведений Кобзаря. Краткая характеристика произведений на историческую тематику. «Гамалия» — это историческая поэма. Определение жанра поэмы.... ...
- Лермонтов, анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, План Анализ произведения Жанр произведения — поэма. Главные герои — купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения — события вокруг Алены Дмитриевны, кульминация... ...
- Характеристика Кирибеевича и Калашникова Кирибеевич — молодой удалой царский слуга, выросший в известной семье Малюты Скуратова. Красив, богат и предан правителю — так можно охарактеризовать этого опричника. Кирибеевич безответно влюблен в девушку, которая уже... ...
- Стили современного русского языка Стиль языка — это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловое отношение; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых... ...
- Философские основы «свободной прозы» Валентина Катаева Три старых крупных мастера литературы реализма Валентин Катаев, Луи Арагон, Анна Зегерс, переступив порог 70-летия, стали экспериментировать и писать в совершенно новой манере. Можно ли считать это личным грехом старых... ...
- М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Почему «Песня про царя Ивана Васильевича…» обычно называют поэмой? Поэма — один из жанров лиро-эпического рода литературы, стихотворное сюжетное повествование. В основе лирического повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца... ...
- План к теме «Основы эпического театра Бертольда Брехта» В каких работах Бертольда Брехта были разработаны теоретические вопросы, связанные с реформацией театрального искусства? Свои взгляды на театральное искусство Бертольд Брехт изложил в многочисленных статьях: «Об опере» , «Современный театр... ...
- Падение грамотности, развитие и сохранение русского языка Русскому литературному языку отведена роль прямого преемника языка староцерковнославянского, создателями которого стали славянские первоучителя Кирилл и Мефодий. Этот великий язык отличается емкостью, точностью и наполненностью. Как показывает опыт мировой истории,... ...
- Искажение русского языка в современном обществе Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям — вот проблема, над которой размышляет автор. С. Казначеев считает, что некоторые люди в погоне за популярностью искажают родной язык. Афиши и пресса... ...
- Москва как много В ЭТОМ СЛОВЕ ДЛЯ СЕРДЦА РУССКОГО Владимир Гиляровский в таких словах признавался в любви к древней русской столице: «Я — москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него себя. Я — москвич!».... ...
- Садко-купец, богатый гость. Как отблагодарил Поддонный царь Садко? Садко-купец, богатый гость. Как отблагодарил Поддонный царь Садко? 6. Чем потешил Садко Поддонного царя и почему среди веселья ему пришлось сломать свои гусли? Садко потешил Поддонного царя, играя ему на... ...
- Происхождение русского литературного языка До XIV в. существовал древнерусский язык как общий язык предков украинцев, белорусов и русских. Русский язык принадлежит к восточной группе славянских языков. В эту группу входят украинский и белорусский языки.... ...
- Основы культуры Микеланджел Падение Флорентийской Республики ознаменовало собой самый тревожный период в жизни Микеланджело. Несмотря на свои твердые республиканские убеждения, Микеланджело не выдержал тревоги перед наступающими событиями: он бежал в Феррару и Венецию,... ...
- Лицо русского футуризма Если акмеизм, по большому счету, сознавал себя продолжателем культурных традиций, заложенных в русскую поэзию символизмом, то футуризм, который появляется одновременно с акмеизмом, решительно разрывает эти традиции и уже не продолжает,... ...
- Образ Степана Калашникова в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова? За прилавкою сидит молодой купец,... ...
- Как вы понимаете выражение «лексическое богатство русского языка» Важнейшая функция языка — это общение. Выполнять эту его главнейшую роль позволяет синтаксис, именно в области синтаксиса возникает момент сообщения, коммуникации. Раздел науки о языке, в котором изучается строение и... ...
- «Есть ли будущее у русского языка?» Величие и богатство русского языка оспорить сложно. Это настоящий колосс литературы, непререкаемый авторитет и символ неисчислимых достоинств. Любое классическое произведение русских авторов — это непревзойденное мастерство истинного Слова, лишний раз... ...
- Проблема изменения русского языка по тексту Кронгауза Современное общество озабочено тем, что язык начал изменяться В настоящее время развитие техники достигло очень высокой отметки. Наша жизнь значительно упрощается, например, создаются новые средства коммуникации, которые отличаются удобством в использовании. Наиболее популярны из них — социальные сети,... ...
- Деепричастия в системе частей речи русского языка Очень метко о причастиях сказал В. И. Даль, автор знаменитого словаря: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.» Здесь обращено внимание не только на содержание, но и на форму... ...
- Экология русского языка Русский язык для говорящих на нем — не только способ общения и средство передачи информации. Он сам — хранилище духовных ценностей. В двадцатом веке русский язык, как писал Солженицын, «испытал... ...
- Основы драматургического метода Шекспира Нет наслаждения более возвышенного и чистого, чем, закрыв глаза, слушать, как естественный и верный голос не декламирует, а читает Шекспира, — писал Гете. — Так лучше всего следить за суровыми... ...
- Эволюция русского языка Язык — бесценный дар, которым наделен человек. Без языка невозможны жизнь человека, общества, развитие науки, техники, искусства. «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей», — говорил М. Горький. Язык выполняет... ...
- Изменение тенденций русского языка Каждая эпоха и каждое поколение особенным образом влияли на русский язык. И нельзя сказать, что подобные изменения портили или обогащали нашу речь. Язык, как и народ, всегда находиться в процессе... ...
- Кто побеждает в «Песне про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова? 1. В творчестве М. Ю. Лермонтова слились принципы А. Романтизма и классицизма Б. Романтизма и реализма В. Реализма и сентиментализма Г. Классицизма и реализма 2. «Песня про купца Калашникова…» М.... ...
- Проза Э. Хемингуэя. Проблематика, основы драматизма «Прощай, оружие!» 1929 г. Роман опирается на личный опыт писателя. В данном случае это военный опыт: служба в отряде Красного Креста на итало-автсрийском фронте, тяжелое ранение и пребывание Х. в... ...
- Фразеологический фонд русского языка Широкое изучение фразеологической вариантности и синонимии, а также всестороннее исследование употребления фразеологических единиц в произведениях Н. С. Лескова убедительно продемонстрировало динами ческий характер фразеологии, ее открытость к различным структурно —... ...
ОСНОВЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ