Особенность творчества Гильена

Гильена родился в семье бывшего мастера-серебрильщика. Родители Гильена — мулаты и потомки мулатов. Этот факт послужит причиной будущей заинтересованности юного поэта именно творчеством специфического этноса, который сформировался на острове Куба в результате слияния разных рас и народов.

Со временем отец Гильена стал журналистом, а в 1909 -1913 гг. был сенатором республики, погиб в 1917 г. Гильен вырос в обстановке политической борьбы. В 1920 г. он стал бакалавром, тогда же на страницах журналов и газет появились его первые стихи, созданные

под влиянием эстетики модернизма. В 1921 г. Гильен стал студентом юридического факультета Гаванского университета, но, разочаровавшись в юриспруденции, бросил университет и возвратился домой. В 1923 г. он основал журнал «Лиса» и начал пробовать свои силы в журналистике. В 1926 г. Гильен нанялся на службу в государственный секретариат внутренних дел. В это время он писал авангардистские стихи, часто публиковался в газетах и журналах.

Конец 20-х — начало 30-х гг. стал периодом активной политической деятельности Гильена.

В 1930 г. в газете «Диларио где ла Марина» появились стихи, объединенные им в сборник «Мотивы

сна» , где поэт использует традиционные для негритянско-кубинской народной литературы мотивы и ритмы. Сон — народный танец с пением, который возник на Кубе в результате слияния испанской традиции и песенного фольклора кубинских негров. Герои этих стихов — простые люди его страны. Такого типа произведения, написанные Гильеном, были непривычными и новаторскими по своему звучанию. Тем самым поэт создал кубинский национальный стих, хотя в раннем периоде творчества Гильена глубоких проблем и идей еще нет.

Второй сборник поэта «Сонгоро Косонго » , где опубликованы » стихи-мулаты», по выражению самого поэта, был ознаменован возвратом к социальным мотивам и получил значительный резонанс на Кубе, а сам Гильен выдвинулся в ряд наиболее сильных представителей т. н. «негритянской поэзии».

С 1934 г. политическая тема начала занимать все большее место в его творчестве. Подтверждает это сборник «Вест-Индийская компания» , в центре внимания которой проблемы негритянского народа и где социальные, антиимпериалистические мотивы особенно выражены. Центральное место в сборнике отведено поэме с одноименным названием. Героем сборника является народ, который страдает и борется.

Именно из «Вест-Индийской компании» «негритянская» тема в творчестве Гильена как составная часть проблем кубинского народа, которые он поднимает в своих произведениях, стала доминирующей. Во время пребывания в Мексике Гильен создал сборник «Песни для солдат и соны для туристов» . В него вошли антимилитаристские стихи и поэма «Хосе Рамос Канталисо», в которой выведен образ народного певца.

В годы испанской войны Гильен работал корреспондентом и в том же 1937 г. вступил в коммунистическую партию Кубы. В это время Гильен принимал участие в работе II Международного конгресса писателей на защиту культуры, отстаивал Испанскую республику в своих выступлениях и печати. Вместе с X. Маринельо он опубликовал серию репортажей под названием «Люди республиканской Испании» и поэму «Испания. Поэма в четырех печалях и одной надежде» .

В годы Второй мировой войны Гильен активно участвовал в антифашистской борьбе и вместе с тем создал поэтический цикл, со временем объединенный в сборник под названием «Все песни» . Здесь поэт развивает и углубляет темы, характерные для его раннего творчества.

После Второй мировой войны Гильен стал одним из руководителей движения приверженцев мира, за что его по приказу диктатора Батисты несколько раз арестовывали.

В 1945 г. Гильен много путешествовал по странам Латинской Америки. В творчестве Гильена послевоенных лет политическая тема и заинтересованность политикой в целом не исчезают. Свидетельством этого являются произведения, в которых поэт чествует память своих соратников по революционной борьбе.

Им посвящено несколько элегий: «Элегия о Жаке Румене в небе Гаити» , «Элегия памяти Хесуса Менендеса» , «Элегия на смерть Эммета Тилла» и т. д. Изображая трагическую гибель своих героев, Гильен проповедует веру в торжество справедливости, отплаты убийцам и тиранам и неисчерпаемую веру в силы народа.

В 1954-1958 гг. Гильен находился в эмиграции. В 1958 г., когда он много путешествовал и натянуто проживал за пределами своей страны, издал сборник «Голубь окрыленного народа» , в которой высказал веру в будущую революцию на Кубе. Этот сборник является лирическим рассказом об обычных людях, их борьбе за свою жизнь. В 1959 г., после революции, возвратился на родину, где активно включился в политическую и литературную деятельность, прославлял победу народа и строительство нового общества на Кубе.

В 1961 г. Гильен был избран главой Союза писателей и художников Кубы.

В следующие года поэт создал сборники «Что у меня есть…» , «Стихи о любви» , «Большой зверинец» , «Зубчатое колесо» , «Морем Карибским кораблик плывет бумажный » и др. Книга «Большой зверинец» заняла особое место в творчестве Гильена. Природа и общество описаны здесь в образах представителей фантастической фауны.

Все они помещены в своеобразные выдуманные поэтом зверинцы.

Особенностью творчества Гильена является доминирование в ней субъективно-лирического начала, которое прослеживается и в книге «День за днем» , которая является сложным прозаично-поэтическим сплавом разнородных элементов, которые тяжело подвергаются жанровому определению.




Особенность творчества Гильена