Особенности импрессионистической прозы
Размышление по произведению «Момент» Владимира Винниченко. Время состоит из моментов. Мы незаметно проходим мимо одних, при упоминании о других сердце начинает тревожно колотиться, некоторые запоминаем навсегда. И нет четкого алгоритма, почему происходит именно так.
Иногда доверчивый взгляд, горячее дыхание, неуловимый аромат, который кружит в воздухе, условия, место встречи, твой социальный статус — все это ничто: есть лишь ощущения и эмоции — извечная загадка человечества. Возникая в определенный момент, они поглощают человека.
Слепят
Наилучшее время для задуманного — темная ночь, но он не имеет выбора. Еще одно необычное обстоятельство — пересечь границу он должен вместе с, как оказалось потом, «знакомой в прошлой жизни» незнакомкой.
Экстремальность ситуации, момент на границе жизни и смерти, восприятие окружающей среды на эмоциональном уровне, состояние героя — спокойное, уравновешенное, ненапряженное, словно затишье перед грозой. Он не только видит и ощущает такие мелочи, как соломинки, которые кололи лицо во время переезда, запах дерюги, которой когда-то накрывали огурцы, шорохи сорняка, бездорожье, по которому едет подвода, белые березы, мотыльки, кузнечики. Все это запечатлевается в его памяти с такой силой, что потом, в тюремной камере, он способен воссоздать тончайшие нюансы, самые мельчайшие, но такие важные детали, без которых мир не был бы гармоничным.
Сама природа, которая живет по своим законам, без выдуманных человечеством «паспортов, моралей…», предоставляет на несколько часов, уютный приют двум людям, «загнанными другими людьми», дает возможность наиболее полно раскрыться, ощутить связь с ней, пробудить первоначальные инстинкты, слиться с «большим прекрасным процессом жизни». Автор умышленно не называет имен героев, мы ничего не знаем об их детстве, жизни, которая заставила их идти опасным путем.
Знаем только главное: они — протестанты по характеру, которые не соглашаются с условиями, которые им навязывает общество. Случайная встреча свела людей, которые, пересекшись лишь раз в жизни, будут всегда носить в душе любимый образ. Циники не поверят в бесконечность этих чувств, а скептики вообще не назовут эти чувства любовью.
Возможно, эта любовь кажется обманчивой, нереальной и… временной, но для героя она является вечной. Так как нет в мире ничего более постоянного чем временное. И эту любовь, такую короткую и призрачную, но незапятнанную обыденщиной, не заклейменную грязными руками, он будет носить в душе всю жизнь.
Особенности импрессионистической прозы