Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова

Творчество А. П. Чехова — одна из ярчайших страниц русской литературы. В его реалистических рассказах и пьесах отражается жизнь русского общества конца XIX — начала XX веков. В рассказах Чехова слышен и уничтожающий сатирический смех, и горькое разочарование в современном обществе, где процветают пошлость, мещанство, раболепие.

Проблема духовной деградации людей волновала писателя еще в начале творческого пути. С течением времени произведения становились острее, злободневнее, но неизменной оставалась авторская позиция неприятия

«мерзостей жизни».

Рассказы Чехова, собственно, и посвящены исследованию различных граней духовного подчинения и рабства, начиная от самых простых до сложнейших.

В чеховском повествовании среда перестала быть внешней, посторонней человеку силой, и персонажи зависят от нее в той мере, в какой сами же ее создают и воспроизводят. Поэтому у Чехова, в отличие от большинства других писателей, разрабатывавших именно тему конфликта со средой, так много рассказов о достигнутой цели, о сбывшейся мечте, о людях, добившихся «счастья». Чем полнее чеховский персонале соответствует «среде», тем меньше он похож

на человека.

Чехов дал множественный анализ причин, принуждающих людей к подчинению и неволе.

В рассказах Чехова завершилась и тема «маленького человека» — тема Гоголя и Достоевского, поднявших «малость» и унижение до трагедийных высот. Чехову принадлежат удивительные слова о человеке, в котором «все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли», и люди в его глазах, вероятно, вообще не могли быть «маленькими».

Быть может, весь секрет заключается в том, что Чехов изображал и обобщал маленькое в людях.

Среди ранних рассказов Чехова выделяются те, где смешное не столько развлекает, сколько заставляет задуматься и содрогнуться. В рассказе «Смерть чиновника» маленький человек, чиновник Червяков, случайно чихнул в театре на лысину генерала. Червяков извинился, но успокоиться не смог.

Его обуял животный страх. Он пытается снова и снова принести генералу извинения, чем вызывает раздражение статского генерала. Червяков с испугу умирает, не сумев обуздать страх: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». У этого смешного рассказа очень грустный подтекст.

В облике Червякова слышна авторская критика рабской психологии человека.

Той же самой теме посвящен рассказ «Толстый и тонкий». Встреча двух старых школьных приятелей перерастает в комическую сцену. Когда «тонкий» узнал, что его друг уже тайный советник, он вдруг «съежился, сгорбился, сузился…».

Его чемодан, узлы и картонки «съежились, поморщились…» Чинопочитание, подхалимство «тонкого» вызывает тошноту не только у «толстого», но и у самого автора, выставившего это уродливое явление на суд читателей.

Писатель вскрывает все негативные стороны жизни, характерные для общества того периода! Можно упомянуть рассказы «Маска», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон», каждый из которых высмеивает различные проявления «пошлости жизни».

Элементы зоологического уподобления встречаются в рассказе Чехова «Хамелеон», где полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин по-хамелеонски «перестраиваются» в своем отношении к собаке, в зависимости оттого, «генеральская» она или «не генеральская».

Очень часто в раннем творчестве Чехов комически обыгрывает традиционные в русской литературе драматические ситуации. По-новому решает он, например, излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы. Начиная со «Станционного смотрителя» Пушкина, через «Шинель» Гоголя к «Бедным людям» Достоевского и далее к творчеству Островского тянется преемственная нить сочувственною отношения к «маленькому человеку», к жертве несправедливых общественных обстоятельств.

Однако в восьмидесятые годы, когда казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, «маленький человек» превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества.

Один из ранних рассказов Чехова называется «Мелюзга». Символическое название! Большинство персонажей в его произведениях первой половины восьмидесятых годов — мелкие чиновники Подзатылкины, Козявкины, Невыразимовы, Червяковы.

Чехов показывает, как в эпоху безвременья мельчает и дробится человек.

В чеховских рассказах не найдешь привычных литературных героев, раскрытых в глубоком противоречии со средой. В сравнении с этими монументальными образами персонажи Чехова казались беглыми набросками в два-три штриха; старая русская критика полагала, что это — следствие излишней краткости; в наше время возникла теория, упростившая проблему: эпоха была «безгеройная, люди были маленькие, эмоции были мелкие, поэтому и роман у Чехова «не вытанцовывался».

Антон Павлович Чехов в своих рассказах изображает типичные явления того времени. Герои чеховских произведений — это слепки с натуры. Имена некоторых персонажей стали нарицательными, как, например, Беликов из рассказа «Человек в футляре».

Болезнь русского общества глубоко волнует писателя, выступавшего противником «футлярной жизни», деградации личности. Чехов показывает реальную жизнь изнутри, горьким смехом вынося ей приговор.




Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова