Особенности композиции романа Достоевского «Преступление и наказание»

Особенности композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

I. Вступление

Что такое композиция. Под композицией обыкновенно понимают состав и последовательность расположения частей и элементов произведения, систему взаимодействия его обра­зов между собой.

II. Главная часть

Сложность и неоднозначность компо­зиции романа Достоевского. Композиционные эффекты у Достоевского осуществляются на разных уровнях: на уровне сюжета, системы персонажей, системы образов и т. п. Композиция сюжета. Обращает на себя внимание

то, что лишь одна из шести глав посвящена «преступлению», а осталь­ные — наказанию, т. е. психологическим мучениям Раскольни­кова.

Примечательно также, что в произведении на протяжении развития основного конфликта имеется не одна кульминация, а несколько: как правило, ближе к концу каждой части. Композиция системы персонажей. Она строится на со­поставлении главных персонажей — Сонечки и Раскольнико­ва — со второстепенными по принципу «двойничества»: см. тему «Роль второстепенных персонажей в романе Ф. М. Дос­тоевского «Преступление и наказание».

Композиция системы образов. Сквозь

весь роман прохо­дят повторяющиеся образы крови, воскресения, креста и др. Они играют большую роль в реализации авторского идейного замысла. Особые включения в композицию романа.

Имеются в виду сны персонажей, их видения, письмо матери Раскольникову и т. п., что позволяет разнообразить формы изложения и оживлять повествование.

6. Особая композиционная роль эпилога. В эпилоге проис­ходит окончательное развенчание теории Раскольникова, он нравственно возрождается для жизни с людьми и начинается «история нового человека».

III. Заключение

Роль композиционных эффектов в романе «Преступление и наказание». Композиционные приемы необходимы автору для того, чтобы более глубоко раскрыть проблематику романа и более четко определить его идейное содержание.




Особенности композиции романа Достоевского «Преступление и наказание»