Особенности композиции романа «Герой нашего вре­мени». Роль каждой повести в романе

Роль каждой повести в романе

Композиция — это расположение, строение произведения.

Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повес­тей, которые могут восприниматься как отдельные литературные произведения. Тем не менее каждая из составляющих является необъемлемой частью целого.

Особенность композиции в том, что отдельные повести рас­положены не в хронологическом порядке, а совершенно иначе. Сюжет, то есть совокупность событий в их композиционной последовательности, не совпадает с фабулой. Лермонтов одним из

первых в литературе применил подобный прием.

С какой целью он это сделал?

Сюжет, не совпадающий с фабулой, помогает переключить внимание читателя с событийной, внешней стороны на внутрен­нюю сторону, с детективной на духовную.

В «Герое нашего времени» воссоздана «вершинная компози­ция», характерная для романтической поэмы. Читатель видит ге­роя только в напряженные, драматические моменты его жизни. Промежутки же между ними оказываются не заполненными.

Мы встречаемся с героем в крепости и в последней сцене тоже видим его в крепости — это создает эффект кольцевой композиции.

В различных

частях романа мы видим главного героя с точки зрения разных персонажей: рассказчика, Максима Максимыча, самого Печорина. Таким образом, читатель видит Печорина с по­зиций разных людей.

О роли каждой повести в романе можно говорить с разных точек зрения: можно делать акцент на композиционной роли, можно — на значении в раскрытии характера Печорина, на его способности действовать в различных ситуациях. Мы сосредото­чимся на содержании отдельных повестей.

«Бэла»: Печорин отрабатывает романтический стереотип «естественная любовь к дикарке». Лермонтов реалистически раз­венчивает принятую точку зрения, что подобная любовь может быть плодотворной. Печорин показан глазами бесхитростного Максима Максимыча.

«Максим Максимыч»: Печорин нарисован в его отношении с старому сослуживцу Максиму Максимычу как свидетелю своего прошлого: вероятнее всего, он был сух с Максимом Максимычем и поспешил с ним расстаться, так как не хотел будить воспоминания об ушедшем. О Печорине повествует рассказчик — молодой обра­зованный офицер, который уже слышал историю о Бэле.

«Журнал Печорина»: о себе рассказывает сам Печорин.

«Тамань»: Печорин отрабатывает романтическую ситуацию влюбленности в «честную контрабандистку», которая заканчива­ется для него плачевно. Особенность повести в том, что в ней нет фрагментов самоанализа, а есть повествование, приближенное к разговорной речи.

«Княжна Мэри»: жанровая основа — светская повесть, со­бытия в которой, как правило, связаны с любовной интригой в светском обществе и идеей соперничества между двумя мужчи­нами. От разговорного повествовательного стиля «Тамани» отли­чается подробными описаниями окружающего и детальным са­моанализом, сходна остротой сюжета. Представляет собой дневниковые записи.

Содержит взгляд на Печорина со стороны Вернера, включает реплики других героев, описываю­щие различные проявления характера Печорина.

«Фаталист»: вновь перед нами стиль устного повествова­ния. Содержание повести — попытка понять движущие силы мира.




Особенности композиции романа «Герой нашего вре­мени». Роль каждой повести в романе