Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну

Фигуру, один такт из своего места и поставить…

В другое, не нарушив значение всего произведения.

Л. Толстой

Compositio в переводе с латинского — «составление, соединение» . Композиционные законы — итог эстетического познания, они отражают глубинные взаимосвязи реальности. Если взять, к примеру, композиционные приемы басни, то окажется, что они достаточно жесткие — сюжет напоминает сказочный либо миниатюрную сценку. Этот сюжет обычно имеет завязку, кульминацию и развязку, совсем

как в больших литературных произведениях.

Басня «состоит» из «души» — морали, приводимой в начале или в конце, и «тела» — сюжетного повествования. Композиция придает любому произведению стройность, как писал Гораций — «прелесть порядка».

Интересна композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени». Достаточно сказать, что это произведение явилось первым русским психологическим романом, чтоб понять этот интерес. Тем более что хронология повествования в нем определяется логикой развития характера главного героя, а не временными событиями.

Белинский писал: «Во всех повестях

одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов».

Действительно, в «Бэле» герой проявляется не полностью, таинственно, чтоб при содействии автора явственно показаться на свидании с Максимом Максимовичем, рассказывающем повесть о Бэле. А потом тот же автор предъявит нам журнал Печорина; а в поэтической «Тамани» этот герой станет собственным биографом, хотя эта автобиография еще не приведет к разгадке. В конце концов мы дочитываем до «Княжны Мэри» и «основная идея романа, как горькое чувство, пристает к вам и преследует вас».

Фатализм, о котором Печорин говорит с иронией, — «были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах…», — в конечном итоге подтверждается поведением Вулича. Но Печорин не был бы самим собой, если бы не произвел собственный эксперимент, бросившись в дом к вооруженному казаку, навстречу выстрелу. Все это композиционно связано и значительно.

Как значительны слова героя, где сложность его характера выражена отчетливо: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»

Система образов в романе четко соответствует композиционному замыслу автора. Они характерны, расставлены с хронологической и психологической точностью и составляют множество «рамок», обрамляющих главного героя. Главный же герой двойствен, что помогает лучше передать психологические нюансы.

Печорин номер один действует, а Печорин номер два наблюдает и рассуждает.

Александр Блок писал: «Я привык сопоставлять факты из всех областей жизни, доступных моему зрению, и уверен, что все они вместе всегда составляют единый музыкальный напор». Это изречение поэта подходит и к роману Лермонтова, в котором, несмотря на прозаический стиль изложения, много поэтического и музыкального.




Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»