Особенности периода «позднего сталинизма» и характеристика литературы «оттепели»

Поздний сталинизм — 1946-1953. Конец 40-х-начало 50-х годов, время позднего сталинизма, ознаменованы предельным, максимальным падением уровня литературы в СССР. А смерть И. А. Бунина в 1953 году была воспринята в качестве символического конца старой литературы зарубежья. Таким образом, обе основные ветви русской литературы эволюционируют по нисходящей от 20-х к 50-м годам, а во второй половине века вновь медленно поднимаются, достигая неплохого уровня, но едва ли сопоставимого с уровнем классики XX столетия. Видимо, последствия исторических потрясений,

репрессий и войн слишком тяжелы.

40-50-е годы: тема войны — Твардовский — Василий Теркин, Шолохов — Судьба человека, Симонов — Дни и ночи, Живые и мертвые, Солдатами не рождаются, Катаев — Сын полка, Фадеев — Молодая гвардия, Корнейчук — Фронт, Леонов — Нашествие. Леонов — Русский лес. Пастернак, Ахматова, Заболоцкий вторая волна эмиграции — Набоков, Газданов, Алданов, Поплавский, Берберова, Одоевцева, Елагин, Нароков, Моршен Советские писатели надеялись, что партия расширит пределы относительной творческой свободы, дарованной им во время войны, однако постановление Центрального комитета

по вопросам литературы от 14 августа 1946 покончило с этими надеждами. Искусство должно вдохновляться политически, заявил советский политик Жданов, и «партийность» и социалистический реализм должны быть руководством для писателя. ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ — условное название периода литературы Советского Союза 1950-х — начала 1960-х.

Смерть Сталина в 1953, ХХ и XXII съезды КПСС, осудившие «культ личности», смягчение цензурных и идеологических ограничений — эти события определили перемены, отраженные в творчестве писателей и поэтов оттепели. В начале 1950-х на страницах лит-х журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. . Большая роль литер-х альманахов. Предпосылки оттепели закладывались в 1945.

Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, «офицерская проза», несла важное понимание правды о прошедшей войне. В 1956 вышли роман Владимира Дудинцева Не хлебом единым и повести Павла Нилина Жестокость, Сергея Антонова Дело было в Пенькове.

В романе Дудинцева прослеживается трагический путь изобретателя в условиях бюрократической системы. Главные герои повестей Нилина и Антонова привлекали живыми характерами, их искренним отношением к событиям вокруг себя, поисками собственной правды. А. Т Твардовский возгл журнал «Новый мир» — там обужд серьезн-е проблемы, напр, оптимального руководства сельским хозяйством -> начало направления «деревенской прозы» . + были альманахи «Литературная Москва» под редакцией Эммануила Казакевича и «Тарусские страницы» под редакцией Николая Оттена Несмотря на атмосферу обновления, писатели соцреализма пытались «возникать» и дискутировать дискуссия Всеволода Кочетова, гл редактор журнала «Октябрь» с «Новым миром».»Молодежная проза» печаталась в журнале «Юность» . Ставка на молодых и неизвестных — у них исповедальная интонация, молодежный слэнг, искренний приподнятый настрой. Появление новых авторов — Юрия Казакова, Фазилия Искандера. Продолжает развиваться жанр научной фантастики, Сердце Змеи, братья Аркадий и Борис Стругацкие — Извне, Страна багровых туч, Путь на Амальтею, Полдень, XXI век, Далекая радуга, Трудно быть богом ) Осознали себя как писатели в 1960-1980-х — Юрию Трифонов, Солженицын, Венедикт Ерофеев, Иосиф Бродский.

Расцвет поэзии: с 1955 стал проводиться День поэзии, с 1956 — выходить альманах с одноименным названием. в 1958 на площади Маяковского был торжественно открыт памятник поэту. Поэты Рождественский и Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина.+ авторская песня — Окуджава. Было много непубликуемых писателей, к-е объединялись в группы: в Ленинграде объединение поэтов при университете вдохновлялось поэзией обэриутов, кружок при Ленинградском технологическом институте — акмеизм, московская «лианозовская группа» , кружок студентов института иностранных языков в Москве студенческое объединение поэтов и художников СМОГ. Публикациям некоторых авторов за границей придавался статус чуть ли не государственной измены, что сопровождалось принудительной высылкой, скандалами, судебными разбирательствами и т. д. 1958 — скандал по поводу присуждения Нобелевской премии Борису Пастернаку за напечатанный за границей роман Доктор Живаго.

Писателю пришлось отказаться от премии. 1965 — скандал с писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, с конца 1950-х публиковавшими свои произведения на Западе. Они были осуждены «за антисоветскую агитацию и пропаганду» на пять и семь лет лагерей. Владимиру Войновичу после публикации на Западе романа Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина пришлось покинуть СССР, т. к. надеяться на издание своих книг на родине он уже не мог.

После прихода к власти Брежнева считается, что «оттепель» закончилась. Критика была дозволена в рамках, не подрывающих существующий строй. Шло переосмысление роли Ленина — Сталина в истории — предлагались разные интерпретации. Критика Сталина шла на убыль.

Переосмысление наследия начала века — Илья Эренбург — воспоминания Люди, годы, жизнь. Многие впервые узнали о существовании таких исторических фигур, как Мандельштам, Бальмонт, Цветаева, Фальк, Модильяни, Савинков и др. Кого-то из авторов Серебряного века, в частности, Блока и Есенина, в 1950-е уже начали упоминать и печатать. Другие авторы все еще находились под запретом. Вырабатывалась самоцензура.

Внутренний цензор подсказывал автору, какие темы можно поднимать, а какие не стоит. Отдельные элементы идеологии воспринимались как формальность, условность, которую необходимо учитывать.




Особенности периода «позднего сталинизма» и характеристика литературы «оттепели»