Особенности первого периода творчества Эсхила
Сюжет почерпнут не из мифологии, но из недавней истории — можно видеть как обрабатывает историю. Открываются выходом хора. Хор персидских старейшин, обеспокоенных судьбой войска, исполненных мрачных предчувствий.
Огромная рать, грозный царь — нечеловеческое — нечестивое. Хор размышляет об обманах, посылаемых божеством, чтобы завлечь человека к беде. Сон Атоссы.
Является вестник — проигрыш при Саламине. Прославление афинской демократии и защищающих свою родину и свободу эллинов. Те же мысли — в религиозном толковании
Увещевает никогда не возобновлять войны с греками. Не столько связное действие, сколько ряд картин со все нарастающим ощущением скорби. Зато разрастается повествовательная часть — рассказ вестника. Столкновение двух систем — эллинской и восточной.
Противник наступательной политики в Азии, стоит за мир с Персией — народ нарисован даже сочувственно, как жертва Ксеркса.
Хор играет не такую большую роль, но зато индивидуальные образы охарактеризованы очень бледно, нет центральной фигуры. Во многом первоисточник. Философия истории — каждому свое. Трагедия ораторского типа. То воспоминания,
Хор — либо похоронный плач, либо подготовка к нему. Действие развивается совершенно прямолинейно. Все трагедии основаны на трилогическом принципе, но другие 2 не сохранились.
Д-е в Сузах. «Греки никому не служат, неподвластны никому».
Первый период, который можно назвать доклассическим или архаическим, охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н. э. Это творчество до нас не дошло, и о нем мы имеем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 6 в. до н. э., но, несомненно, развивавшиеся в течение многих столетий, — это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера. 3 этапа: догомеровский — фольклор, мифология — 2 тыс. — 8 в.; гомеровский — эпические традиции, героический эпос и дидактический.; период становления рабовладельческого общества — 7-8 — лирическая поэзия: элегия, ямб, мелос, хоровая лирика.
Второй период античной литературы — это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой 7-4 века до н. э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов. + историческое повествование.
Литературная деятельность Аристофана протекала между 427 и 388 г.; в основной своей части она падает на период Пелопоннесской войны и кризиса афинского государства. Обостренная борьба различных группировок вокруг политической программы радикальной демократии, противоречия между городом и деревней, вопросы Войны и мира, кризис традиционной идеологии и новые течения в философии и литературе — все это нашло яркое отражение в творчестве Аристофана. Комедии его, помимо своего художественного значения, являются ценнейшим историческим источником, отображающим политическую и культурную жизнь Афин конца V в. В политических вопросах Аристофан приближается к умеренно-демократической партии, чаще всего передавая при этом настроения аттического крестьянства, недовольного войной и враждебно относившегося к агрессивной внешней политике радикальной демократии.
Такую же умеренно-консервативную позицию он занимает и в идеологической борьбе своего времени. Мирно подтрунивая над поклонниками старины, он обращает острие своего комедийного дарования против вождей городского демоса и представителей новомодных идейных течений.
Ахаряне. Главный герой — крестьянин Димпофил. Он — счастливый человек. Рассказывает про крестьянскую жизнь и крестьянское счастье, хоть и живет бедно.
Справедливый гражданин. Доказывает, что пелопонесская война — зло. Пытается заключить мир в Народном Собрании, но там у власти богатеи, демагоги, которым война нужна и выгодна. Уходит.
Выпивает символ мира: бутылочки, заключает этим сепаратный мир на 30 оет и живет, как обычные крестьяне.
Аристофан с ненавистью относится к Периклу, указом которого началась Пелопонесская война. Милетинка Аспазия, куртизанка, жена Перикла, — виновница всех бед и несчастий.
Изображается страшная картина войны. Достается и Еврипиду — изначальному врагу крестьянства. Он воспринимается как растлитель.
«Мир». Ряд комедий Аристофана направлен против военной партии и посвящен восхвалению мира. Так, в уже упомянутой комедии «Ахарняне», самой ранней из дошедших до нас пьес, крестьянин Дикеополь заключает для себя лично мир с соседними общинами и блаженствует, в то время как хвастливый воин Ламах страдает от тягостей войны. В момент заключения»: так называемого Никиева мира поставлен был «Мир». Крестьянин Тригей на навозном жуке подымается к небу и с помощью представителей всех греческих государств извлекает заточенную в глубокой пещере богиню мира; вместе с ней выходит и богиня урожае плодов, с которой Тригей затем справляет свадьбу.
В комедии «Лисистрата» женщины воюющих областей устраивают «забастовку» и принуждают мужчин заключить мир.
Особенности первого периода творчества Эсхила