Охарактеризуйте особенности портрета, созданного в стихотворении «Сентябрь».
Приступая к ответу на вопрос, используйте понятийный аппарат литературоведения и установите значение понятия «портрет» в литературе.
Охарактеризуйте специфические особенности портрета, созданного Н. А. Заболоцким. Докажите, что портрет лирической героини является содержательным и структурным элементом произведения, метафорическим выражением эстетических и философских взглядов поэта.
Отметьте авторскую тенденцию к созданию фрагментарного портрета. Проследите стремление поэта по детали, эпитету, сравнению воссоздать целостный облик героини, являющийся символическим выражением индивидуально-авторской картины мира. Выявите смысл сравнения «девушка — деревце», охарактеризуйте колористическую концепцию портрета.
Обратите внимание на импрессионистические черты: автор создает «зыбкий», «скользящий» портрет, в котором нет очевидности и определенности: детали портрета ускользают, «струятся» под взглядом художника, который стремится не только передать подвижность изображения, но и подвижность чувства, им вызываемого.
Выявив специфические особенности портрета, созданного Н. А. Заболоцким, вы придете к выводу, что созданный в стихотворении портрет является поэтическим откликом художника на созерцание им картин осенней природы. Поэт представляет не столько внешность героини, сколько микромир человека, вписанный в макромир природы.
Дайджест:
- Какова функциональная значимость портрета лирической героини в стихотворении Некрасова «Тройка»?Какова функциональная значимость портрета лирической героини в стихотворении Н. А. Некрасова «Тройка»? Прежде чем приступить к ответу на вопрос задания, вспомните, какие функции выполняет портрет в произведении. Выявите функциональную значимость портрета лирической героини Н. А. Некрасова. Представьте ассоциативные портретные черты, отметьте их связь с композиционным построением произведения. Заметьте, что портрет органично «вплетен» в сюжет, появляясь ... Читать далее...
- Анализ стихотворения ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ»АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень — время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», ... Читать далее...
- На тему: Поэтические особенности ранней лирики ЗаболоцкогоПоэтические особенности ранней лирики Н. А. Заболоцкого Обретение Н. Заболоцким собственного поэтического голоса во многом связано с выходом в 1929 году сборника его стихов «Столбцы». Книга носила явно экспериментаторский характер. И прежде всего это касалось открытия Заболоцким нового жанра столбцов, своеобразного синтеза оды, баллады, литературной пародии, в котором стало возможным сочетание несочетаемого, столкновение высокого и ... Читать далее...
- Сочинение: Особенности философско-пейзажной лирики ЗаболоцкогоОсобенности философско-пейзажной лирики Н. А. Заболоцкого Философско-пейзажная лирика Заболоцкого — это прежде всего лирика природы. Причем природа предстает в этих стихах в разных обличьях и с разных сторон, но в каждом случае она изображена как мир разнообразный и многоликий. Об этом ярко свидетельствуют многие стихотворения, в которых Заболоцкий широко использует разнообразные предметные детали, метафоры, олицетворения, ... Читать далее...
- Значение символов в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Змеи»Появление образа птицы отсылает нас к другой части зооморфной модели Вселенной — к периферии по отношению к центру. Змеи — центр мира, разум мира, без которого существование Вселенной невозможно; птицы — символическое обозначение хаоса, смерти, негармоничности миропорядка. Они находятся сверху, тогда как змеи — внизу. Такое пространственное положение иллюстрирует инверсию верха и низа: змеи, которые ... Читать далее...
- Жанр исторического портрета Альберта МанфредаРецензия сочинение о творчестве Альберта Манфреда. Мне бы не хотелось писать о книге Альберта Манфреда просто рецензию. Сейчас, когда после смерти Манфреда вышла его последняя книга, мне трудно отделить ее содержание от воспоминаний о нем и об этих беседах: ведь в книгу вошло И то, о чем рассказывал Манфред осенью 1976 года в Париже вблизи ... Читать далее...
- Отображение модели мира в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Змеи»Интерпретация лирического стихотворения, тем более такого сложного поэта, каким был Николай Заболоцкий времени создания «Змей», ведется автором на основе серьезной культурологической и литературоведческой базы. Любопытно, что основания, на которых строится конкретный анализ, в этой статье близки тем, которые просматриваются в статье другого новосибирского автора, чья статья публикуется в этом номере журнала — Ларисы Захидовой. У ... Читать далее...
- Краткое содержание «Овального портрета» ПоПораженный тяжким недугом и мучимый лихорадкой рассказчик оказывается посреди безлюдных итальянских гор. Его камердинер, не желая оставлять хозяина ночевать под открытым небом, без спросу вторгается в старинный замок. Рассказчик пытается облегчить боль и лихорадку с помощью чистого опиума. Заснуть он не может и занимает себя тем, что разглядывает картины в занятой им комнате, сверяясь с ... Читать далее...
- О стихотворении Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»Смысл стихотворения «О красоте человеческих лиц» заключается в противопоставлении закрытости и открытости как способа взаимодействия с миром; противопоставлении людей, готовых активно воспринимать проявления внешнего мира, и тех, кто замыкается в себе. Речь не идет, конечно, о внешних проявлениях личности. Флегматик человек или холерик — важно прежде всего его внутреннее состояние. Человек — неотъемлемая часть природы. ... Читать далее...
- Образ природы в стихотворении АхматовойКакова роль природных образов, используемых в стихотворениях А. Ахматовой? Формируя развернутое суждение на заданную тему, вспомните, каковы композиционные особенности данного произведения. Проанализируйте строение стихотворения от начала к финалу и выясните наличие двух тем и двух объектов изображения. Покажите, что тема природы, представленная в стихотворении, выполняет особую текстовую функцию. Она способствует развертыванию второй темы — описания ... Читать далее...
- Три портрета. РассказВпервые рассказ «Три портрета» был опубликован в 1846 году на страницах знаменитого «Петербургского сборника» Некрасова. С первых же строк возникает непроизвольная ассоциация с миром пушкинской поэзии. «Три портрета» — семейное предание о нравах далекой старины. «Деревенька», описанная в начале, напоминает ту, «где скучал Онегин». Тургенев прямо цитирует пушкинский роман, говоря о рассказчике: «Он был рожден ... Читать далее...
- В чем специфика актуализированной в стихотворении Твардовского темы матери?В чем специфика актуализированной в стихотворении А. Т. Твардовского темы матери? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что тема матери является одним из центральных в цикле А. Т. Твардовского. Она выступает как проявление «вечной темы», повторяющейся в различных поэтических воплощениях русской лирики, и одновременно выступает как индивидуально-творческая. Покажите, что тема матери в данном стихотворении соединяется с темой ... Читать далее...
- Охарактеризуйте особенности поэзии А. А. ФетаКакие моменты в жизни и природе привлекают Ф. И. Тютчева? Особенностью лирики Ф. И. Тютчева является повышенный интерес к противоречивым явлениям природы и жизни. В природе поэта привлекают кризисные, крайние ситуации — гроза, буря, борьба стихий. В человеческой жизни — борение страстей, их «роковой поединок». Какой предстает любовь в лирике Ф. И. Тютчева? Любовь у ... Читать далее...
- Краткое содержание «Портрета» ГоголяТрагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин ... Читать далее...
- Нравственно-эстетическая проблематика в стихах Заболоцкого Н. АВ творчестве Заболоцкого 50-х гг. наряду с лирикой природы и философскими раздумьями активно разрабатываются жанры построенного на сюжете стихотворного рассказа и портрета — от написанных еще в 1953-1954 гг. стихотворений «Неудачник», «В кино» до созданных в последний год жизни — «Генеральская дача», «Железная старуха». Особую роль в нем начинают играть социально-нравственные и эстетические мотивы. В ... Читать далее...
- Художественные особенности «Матренин двор»Художественные особенности. Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России»;. Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во ... Читать далее...
- Роль портрета героя в его характеристикеВ искусстве слова все являются Учениками друг друга, но каждый Идет своим собственным путем. М. Пришвин Любим ли мы читать описание внешности героя? Находим ли мы эстетическое наслаждение в такого рода портретах? Пожалуй, не всегда, а ведь мир искусства, литература-большая мастерская, в которой все работают, создавая единую галерею любимых героев. И портреты их так же ... Читать далее...
- Художественные особенности Герой нашего времениХудожественные особенности. Художественное новаторство романа обусловлено его проблематикой. Поставив перед собой задачу показать «историю души человеческой»; и создавая первый психологический роман, Лермонтов открывает особую разновидность портрета — психологический портрет. Такой портрет связывает внешность героя с особенностями его внутреннего мира, фиксирует детали внешности, несущие информацию о мыслях, чувствах, переживаниях, настроении человека. Таков портрет Печорина в повести ... Читать далее...
- Восприятие личности ЗаболоцкогоБлагодаря рассказу А. Македонова Заболоцкий предстает сильной волевой личностью, которую не смогли сломать многочисленные жизненные драмы. Несмотря на долгое непризнание и откровенное замалчивание, поэт продолжал напряженно работать и в конце концов добился своего. То, что его стихи пользовались большой популярностью среди геологов, строителей, буровиков, показывает точность и правдивость поэзии Заболоцкого, ее искренность и глубину. Поэт ... Читать далее...
- Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. Гоголя Путешествие портретаНамек о божественном, небесном заключен Для человека в искусстве, и потому одному Оно уже выше всего… Н. Гоголь, «Портрет» Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой ... Читать далее...
- Связь персонажа и его портрета: Константин Левин и Лев ТолстойЛевин хочет «переменить ту столь тягостную, праздную, искусственную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь». Путь к этой жизни проходит через весь роман. Толстовский герой, обретя счастье в любви, решает, что бесполезно мечтать о всеобщем благе. Надо жить для себя и своих близких, но все поступки сверять с голосом собственной ... Читать далее...
- Печорин — несчастный человек. На основе портретаЧтобы раскрыть типический характер своего героя, выразить отношение к нему, автор приводит изображение внешности человека. Так, М. Ю. Лермонтов для описания Григория Печорина, главного персонажа романа «Герой нашего времени», составляет его портрет — изображение в произведении внешности персонажа включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.. . Он служит в основном для характеристики героя, так ... Читать далее...
- Стихотворение Н. А. Заболоцкого ‘ «Все, что было в душе»Природа, величественная и суровая, трепетная и грустная — живая, была открыта мне именно НА. Заболоцким. Она восхищает меня, производит такое яркое впечатление, что мне кажется, я будто перерождаюсь, оставаясь с ней наедине. Я очень люблю стихотворение «Все, что было в душе», потому что в нем Н. А. Заболоцкий выступает против равнодушия человека, забывшего о своем ... Читать далее...
- Планш и развитие жанра литературного портретаПланш и развитие жанра литературного портрета Начало развития жанра литературного портрета связано с именем Шарля-Огюстена Сент — Бева. См. статью: Сент-Бев и жанр литературного портрета. Дальнейшее развитие литературного портрета в XIX веке так или иначе шло под влиянием жанровой модели, созданной Сент-Бевом. Вместе с тем жанровые новации Сент-Бева были восприняты различными писателям по-разному. Одни выступали ... Читать далее...
- Краткое содержание «Портрета Дориана Грея» УайльдаВ солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает в своей мастерской старого друга лорда Генри Уоттона — эстета-эпикурейца, «Принца Парадокса», по определению одного из персонажей. В последнем без труда узнаются хорошо знакомые современникам черты Оскара Уайльда, ему автор романа «дарит» и преобладающее число своих прославленных афоризмов. Захваченный новым замыслом, Холлуорд с увлечением работает над ... Читать далее...
- Кто из известных поэтов XX века использует в создании природных образов цвет и в чем сходство их колористической концепции с версией Заболоцкого?Кто из известных поэтов XX века использует в создании природных образов цвет и в чем сходство их колористической концепции с версией Заболоцкого? Размышляя над поставленным вопросом, вспомните, что цвет является важнейшей категорией поэтики, он влияет на специфику литературного творчества, раскрывает идеи, представленные в образном мире поэта в контексте авторских представлений о мироустройстве. Далее отметьте, что ... Читать далее...
- На тему: СЕНТЯБРЬ — ЧАРОДЕЙ ЦВЕТАСЕНТЯБРЬ — ЧАРОДЕЙ ЦВЕТА Поистине сентябрь — чародей цвета. Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осин создают его неповторимую палитру… Каких только оттенков не увидишь! Тут и тяжелая последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек. Березы и осины стали золотыми. Осины — оранжевыми, а листья бересклета ... Читать далее...
- Художественные особенности сказок ЩедринаХудожественные особенности. Прежде всего они связаны с традициями русского фольклора в области формы и стиля. Помимо традиционных масок животных, их иерархии и принципов раскрытия, следует сказать о народносказочной лексике и речевых оборотах, принципе троекратия. Но в отличие от народных сказок, Щедрин широко вводит в свои сказки остросовременную сатиру, с которой связан ряд других особенностей этих ... Читать далее...
- Художественные особенности «Мертвые души» ГоголяХудожественные особенности. По словам Гоголя, Пушкин лучше всех уловил своеобразие писательской манеры будущего автора «Мертвых душ»;: «Ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем»;. Действительно, главным средством изображения ... Читать далее...
- Народный календарь: осень, Сентябрь-ХмуреньСентябрь-Хмурень Сентябрь успокаивает природу, неспешно дни идут на убыль, птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края, осень накидывает позолоту на деревья, дни все чаще затягиваются моросящими дождями. В сентябре встречают осень, сначало на Семена-Летопроводца, затем на Осенины в теплые погожие деньки бабьего лета. Тепло и ясное небо уступают сырости и дождю. ... Читать далее...
Особенности портрета, созданного в стихотворении Заболоцкого «Сентябрь»