Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием»

А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных

Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди

Забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным

Творчеством и жизнью.

Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали

Творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником

Вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого

Ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию,

так

Как она знала, что только в России может она творить, что именно в России

Нужна ее поэзия:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам».

Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи

Появились в России в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем году

Вышел и поэтический сборник «Вечер». Почти сразу же Ахматова была

Поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а

Во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А. Блоком. Муза Блока

Оказалась повенчана с музой

Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым

Значительным и характерным «мужским» героем эпохи, тогда как героиня поэзии

Ахматовой была представительницей «женской» поэзии. Именно от образов Блока

Во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в

Бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери,

Изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю

Женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления.

Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова

Сумела написать поражающие духом обновления строки:

«Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано —

Отчего же нам стало светло?»

Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.

Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под

Знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира

Продолжалось всю жизнь.

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,

Оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.

Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя

В любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь «пятым

Временем года». Чувство, само по себе острое и необычайное, получает

Дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении —

Взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной

Опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической

Новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического

Сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной

. Обычно ее стихи — начало драмы, или

Только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она

Опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:

Слава тебе, безысходная боль,

Умер вчера сероглазый король.

…А за окном шелестят тополя:

Нет на земле твоего короля».

Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:

«О нет, я не тебя любила,

Палила сладостным огнем,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоем».

Мир поэзии Ахматовой — мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в

Стихотворениях «Клевета», «Последняя», «Через 23 года» и других.

В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын

Окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, «последней

Свободой». Муза не покинула поэта, и она написала великий «Реквием».

Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество

Было ее жизнью.




Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием»