Особый цикл басен Крылова посвященных войне с Наполеоном
Особый цикл басен посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это «Раздел», «Кот и Повар», «Обоз», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот». Пронизанные патриотическим пафосом, все они пользовались широкой известностью в армии.
В басне «Волк на псарне» изображено тяжелое положение Наполеона после Бородинского сражения. В стихах говорится о мирных переговорах, в которые вступил Волк — Наполеон с ловчим — Кутузовым. В речах Волка близко к оригиналу
Эти события легли в основу пословицы: «Поджал хвост, что волк на псарне», записанной В. Далем. Известно, что эту басню Кутузов читал солдатам и при словах: «Ты сер, а я приятель сед» — снимал фуражку и показывал свою седую голову.
Басня «Обоз» оправдывала мудрую тактику Кутузова: оставляли Москву французам ради спасения своей армии и ослабления неприятельской. Кутузов не изменил своего плана несмотря на приказ царя действовать решительно и, подобно крыловскому коню,
Словом, Щука взялась не за свое дело. Это определило знаменитую мораль:
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник
События Отечественной войны отразились и в басне «Ворона и Курица». Толкование ее допустимо двоякое: можно думать, что Ворона, оставшаяся в Москве при вступлении французов,- это Наполеон. Мечтавший о большой славе и добыче император «попался, как Ворона в суп».
С другой стороны, речь может идти и о дворянах, считавших, что оккупанты их не тронут. Кутузов назван Смоленским. Басня богата содержанием. В «Разделе» осуждены мелочные споры при приближении общей беды.
Во всех баснях этого цикла отражены народные взгляды на Отечественную войну, резкое осуждение Наполеона и его грабительской армии.
Особый цикл составляют басни, отразившие декабристское движение. Сам Крылов был далек от признания революционных методов изменения общественного строя, что сказалось в его басне «Конь и Всадник». Однако свободолюбивые идеи, близкие декабристам, ненависть к деспотизму баснописец выразил вполне отчетливо. В «Воспитании Льва» он высмеял Александра I. Он осуждал сановников, стоящих над народом, связанных друг с другом круговой порукой, находящих общий язык в способах эксплуатации народа.
Управу на них не найти. Об этом басня «Крестьянин и Река».
Басня «Квартет» — сатира на Государственный совет, назначавшийся императором. Вельможи, начальники отделов никак не могли договориться, где «кому и как сидеть», все менялись ролями. Эту неспособность к серьезной государственной службе и осмеял Крылов.
Наибольший демократизм, острота сатиры свойственны басням, написанным Крыловым в 1815-1820 г., в период нарастания и подъема движения декабристов. Именно в это время созданы «Рыбья пляска», «Кот и Соловей», «Слон на воеводстве», «Мор Зверей», «Лиса-строитель», в которых бичуются грабители и притеснители, В защищается народ.
На события 14 декабря 1825 г. Крылов отозвался басней «Бритвы», в которой он проводил мысль о том, что не надо бояться острой бритвы, нужно только уметь ею пользоваться, а тупой — можно содрать всю кожу. В государственных делах надо полагаться на людей с острым умом, а не на тупых глупцов. Так понял политический смысл этой басни Гоголь, писавший: «Когда у некоторых доброжелательных, но недальнозорких начальников утвердилось было странное мнение, что нужно опасаться бойких, умных людей и обходить их в должностях из-за того единственно, что некоторые из них были когда-то шалуны и замешались в безрассудное дело, он написал… замечательную басню «Две бритвы»…».
Герцен метко подметил: «оппозиционное значение» басен Крылова «не было никогда правильно оценено». Баснописец создал в целом картины действительности большой обобщающей силы. Он обнажил сущность крепостнического государства, отношений классов.
Самые злободневные вопросы он решал с позиций народа.
Особый цикл басен Крылова посвященных войне с Наполеоном